Имперские времена. Усадьба Харитоненко в свои лучшие годы.
Стало известно, что Украинская академия банковского дела НБУ собирается обустроить Дворец творчества и досуга студентов на ул.Троицкая,4 в Сумах. Для этого вуз провел открытые торги на проектно-изыскательские работы по приспособлению памятника архитектуры XIX-ХХ веков, коим является здание, под студенческий Дворец.
По данным «Вестника госзакупок», победителем торгов стало ООО «Архстройпроект», которое выполнит необходимые работы за 850 тыс. грн. Проректор — начальник хозяйственного управления УАБД Александр Андронов сообщил, что работы еще не начаты, т.к. тендерные процедуры не завершены. Да и вопрос создания Дворца еще в стадии согласования с Нацбанком.
Мэр Сум Геннадий Минаев пояснил «Данкору», что речь идет о части усадьбы Харитоненко, а именно о бывшем жилом доме сахарозаводчика (корпус, находящийся в глубине усадьбы) и парке за ним.
Напомним: усадьба была передана Нацбанку. Банкиры обещали реконструировать корпуса усадьбы, но пока только построили новое здание для управления НБУ в Сумской области.
— Усадьба Харитоненко передавалась на условиях, что город получит компенсацию и здание на Кирова,21 (там сейчас размещается управление НБУ) в собственность, — рассказал г-н Минаев. — Прошло несколько лет, но ничего не выполнено. Кроме того, усадьба (а это памятник архитектуры) разрушается. Мы должны четко показать: так продолжаться не должно, восстанавливайте комплекс, выполняйте договоренности!
По словам мэра, пока еще нет разрешения НБУ на разделение земельного участка, но мэрия будет поддерживать создание Дворца для студентов, чтобы отремонтировать хотя бы один из корпусов бывшей усадьбы Харитоненко.
Имение семейства Харитоненко на ул. Троицкая появилось еще в 1860-1870 гг., когда Иван Герасимович приобрел участок в месте слияния рек Псла и Сумки. Здесь и были построены усадьба и контора торгового дома «Харитоненко и сын». Но первоначальные строения имели куда более скромный вид, чем дошедшие до нас. Дело в том, что в 1912-1913 гг. Павел Иванович Харитоненко капитально перестроил усадьбу, сделав ее более удобной и роскошной. Была перестроена и контора торгового дома.
Как сообщает сумской краевед Виктор Комаров, в этой усадьбе Павел Иванович, в отличие от отца, жил наездами, предпочитая зимой и в межсезонье московский дом, а летом — имение Натальевку (в Краснокутском районе Харьковской области). Тем не менее свое сумское имение миллионер-сахарозаводчик постарался сделать максимально удобным и комфортным, добавив его облику роскоши. Были частично заменены и усовершенствованы системы водоснабжения, водоотвода и отопления, старые печи разобраны и сложены новые. Подоконники и двери либо отшлифовали, либо заменили, лепнину почистили и подновили. К жилому дому сделали пристройку, примыкавшую к глухой стене, которая отделяла имение Харитоненко от соседнего имения. Во дворе были перестроены различные хозяйственные помещения — ледники, конюшни и пр. Усовершенствования коснулись и сада за домом (на берегу Псла): сад очищен, на террасах заменены сломанные балясины, разобрана и перенесена в другое место купальня.
Рассказывают, что перед домом был фонтан, украшенный фигуркой античного божества — то ли Амура, то ли Гермеса (четкость старых фотоснимков не позволяет точно установить мифического персонажа), в котором якобы утонула дочь Павла Ивановича Зинаида. На самом деле размеры фонтана вряд ли позволили утонуть в нем девятилетнему ребенку (известно, что девочка умерла от дифтерита), так что это не более чем легенда.
Увы, напрасно старался Павел Иванович ублажить перестройкой сумского имения свой вкус — пожить там Харитоненко-сыну не довелось: 13 июня 1914 г. он скончался в своем имении Натальевке. Вдова Павла Ивановича Вера Андреевна до революции 1917 г. руководила делами из Натальевки, а после революции семейство Харитоненко вынуждено было эмигрировать.
В 1919 г. в особняке Харитоненко разместился финотдел. Существует легенда, что к его управляющему К.Иваненко явился незнакомец из Одессы и рассказал, что некто, приговоренный к расстрелу, прося пощады, поведал, что в доме есть тайник с ценностями. Заведующему было предложено найти и поделить клад, который обнаружился в одном из трех душников, как раз в кабинете заведующего. Но Иваненко якобы передал клад республике, а незнакомца-авантюриста — правосудию.
В последующие годы в усадьбе находился детский санаторий им. Косиора, в войну — госпиталь, а после войны, в 1947-1952 гг., усадьба в каком-то смысле вернула себе первоначальные функции: в конторе находилось управление сахаротреста, а в доме жило его руководство. С 1952 и до начала XXI в. в усадьбе располагались лечебные учреждения: в конторе — 1 поликлиника и Сумская районная больница, а в доме — городская детская больница, которую позже перевели в новое здание. Райбольница занимала здание конторы вплоть до начала XXI в., дом же был передан управлению земельных ресурсов.
Постепенно имение Харитоненко стало приходить в упадок. Как отмечает бывший главный архитектор города и области, заслуженный архитектор Украины Анатолий Дейнека, на ремонт зданий, как правило, не было достаточных средств, а сам ремонт, кроме искажений архитектурного облика усадьбы, ничего не приносил. Дело в том, что каждый новый собственник достраивал и перестраивал здания в соответствии с собственными нуждами. В советские времена государство выделяло средства только на реставрацию бесхозных зданий, т.е. не занятых никакими организациями и находящихся на государственном учете как памятники архитектуры. Таким образом были отреставрированы многие храмы, в т.ч. Воскресенская церковь и Троицкий собор в Сумах.
Архитектурный комплекс имения Харитоненко состоял на балансе Сумского района, и все работы должны были финансироваться из районного бюджета, который, по словам А.Дейнеки, «нам сейчас ни осудить, ни оправдать нет возможности». Во всяком случае, позитивных изменений в восстановлении усадьбы не наблюдалось, хотя этот вопрос из года в год и обсуждался на областном уровне.
Не повезло усадьбе и в 90-е, когда вышел Закон Украины «Об охране памятников архитектуры и градостроительства», позволяющий памятники архитектуры, кроме памятников национального значения, приватизировать. В отличие от усадьбы Штеричевой на Басах, которая тоже выполняла медицинские функции и была в значительной мере восстановлена расположившимся в ней ЗАО «ЦАНТ», имение Харитоненко не получило нового хозяина.
Но в 2003 г., когда после скандального пожара в здании райбольницы последнюю выселили оттуда, объявили о планах реставрации всего комплекса «Усадьба Харитоненко» с приблизительной стоимостью работ в 50 млн. грн.
Губернатор Владимир Щербань заявил о намерении создать в усадьбе «Мариинский дворец Сумской области», в котором можно будет принимать высоких гостей, а также музей семьи Харитоненко. Как известно, этим планам не суждено было осуществиться. В 2003-2005 гг. в здании конторы находились городское и областное управления архитектуры.
Новый этап развития событий вокруг усадьбы начался в период, когда экс-глава Нацбанка, наш земляк и почетный гражданин Сум Владимир Стельмах, нанес очередной визит на родину и загорелся идеей спасения усадьбы, восстановив и приспособив ее под нужды главного управления Нацбанка в Сумской области. На обращения Нацбанка по этому поводу и Сумской горсовет, и Сумская облгосадминистрация, и Сумской облсовет дали добро. И начались восстановительные работы по проекту ЗАО «Архбудпроект», тендер на проведение которых выиграла украино-словенская компания «Ремекс Интернешнл».
Кстати, не обошлось без скандала: городская инспекиця по охране и использованию памятников архитектуры заявила, что работы начались без подписания охранного договора с управлением архитектуры, обоснования реконструкции и разрешения. В ходе реконструкции была разобрана задняя стена бывших конюшен, что вызвало некоторый ажиотаж. Хотя вскоре необходимые документы все-таки были подписаны и волнение улеглось. Вообще, надо сказать, что к моменту начала работ усадьба находилась в аварийном состоянии (и была изуродована предыдущими обитателями), так что о сохранении исторического облика говорить можно только условно.
Увы, в начале нынешнего, 2011, реставрационные работы были свернуты из-за отсутствия у Нацбанка средств на этот проект, а недостроенный офис законсервировали до лучших времен. По словам строителей, на момент консервации административное здание Нацбанка было готово на 80%: выполнены почти все отделочные работы, заменена электропроводка, вставлены окна. Но это только одно здание — другие же, входящие в архитектурный ансамбль усадьбы, ремонтировать даже не начинали.
Что ж, будем надеяться, что инициативу УАБД поддержит Нацбанк и средства на ее реализацию будут найдены!
Пока же, по словам заместителя главного архитектора Сум Ольги Бондаренко, здания находятся в ненадлежащем состоянии. В августе они были обследованы комиссией управления архитектуры, которая направила письмо в Нацбанк с просьбой принять меры к подготовке объекта к осенне-зимнему сезону. Ответа пока нет.
Владимир Сурков, Владислав Ивченко
Сумская усадьба
Чем же так ценна сумская усадьба Харитоненко?
Лучше всех это знают архитекторы, которые находят в зданиях усадьбы немало достоинств. Заслуженный архитектор Украины Анатолий Дейнека определяет стиль, в котором выполнена контора, как псевдоклассический — здание симметрично, из «классики» имеет колонны и арку, окна — небольшие и прямоугольные, что придает зданию строгий, деловой облик. Известно, что в конторе в разное время работало от 12 до 25 клерков, а особой гордостью ее хозяев был просторный кассовый зал с удобными кабинетами и всеми видами коммуникаций: водопроводом, канализацией, паровым отоплением и электрикой.
Жилой особняк, напротив, «решен в мягких, лирических формах», здание «мягко прильнуло к земле» благодаря тому, что этажи имеют умеренную высоту. Стилистика здания — барочная, с некоторыми «излишествами» (вроде венчающих дом рельефного карниза и парапета с завитками). Дом украшал герб Павла Харитоненко — переплетенные буквы «П» и «Х».
Рядом находились помещения для прислуги, каретники, сенники, ледники и гаражи для автомобилей — нового на тот момент вида транспорта. Краеведы рассказывают, что внутри дом был богато украшен фарфором, картинами, дорогой мебелью, которые в советское время пополнили коллекции многих музеев. Мраморные лестницы уникальны — собраны без креплений, каждая предыдущая ступенька держит на себе последующую конструкцию. Но резиденции Харитоненко были не только в Сумах.
Московская резиденция
Основная резиденция Павла Ивановича Харитоненко находилась в Москве на Софийской набережной. В годы советской власти в особняке долгие годы размещалось английское посольство, а в настоящее время находится резиденция английского посла. С 1996 года усадьба является объектом культурного наследия и охраняется государством. Причем это один из самых недоступных для обозрения архитектурных памятников столицы России — по нему не водят экскурсии даже в День культурного наследия и в День музеев.
Московская усадьба была приобретена в 70 гг. XIX века сперва для хозяйственных нужд. Фирма «И. Г. Харитоненко и сын» — крупнейший поставщик сахара в Москве и Петербурге — купила на Софийской набережной владение №14, устроив в его флигелях и постройках склад своей продукции. Но в 1891 году основатель фирмы Иван Харитоненко обратился в Московскую городскую управу с просьбой разрешить ему строительство нового каменного дома и двух флигелей.
Натальевский дворец
Натальевская усадьба — летняя резиденция семейства Харитоненко — находилась на хуторе Наталин (ныне с. Владимировка Краснокутского р-на Харьковской области). Хутор принадлежал роду казацких старшин Лялиных, пока в конце XIX в. его не приобрел Иван Герасимович Харитоненко для обу-стройства парадной усадьбы.
Масштабная стройка началась в 1884 г. и продолжалась больше 10 лет. Были возведены дворец, флигели, служебные помещения, оранжереи, разбит парк. Основные работы завершились к 1897 г. В начале XX в. были построены парадные ворота, устроен лесной зверинец, где содержались кабаны, медведи, волки. Началось строительство Спасской церкви со звонницей.
О широте жизни в Натальевке говорит тот факт, что только обслуживающего персонала там было около 500 человек. В 20 гг. усадьба была преобразована в дом отдыха профсоюзов и музей из усадебного собрания.
На улице Горького расчищают место для новостроек. Сносят старинные здания, в которых варили пиво, шили шинели и валяли валенки....
Семь месяцев сумская пенсионерка призывает городские власти озаботиться аварийным памятником другу и компаньону известного сумского мецената Павла Ивановича Харитоненко на...
Сто лет назад в Сумах появился первый стационарный кинотеатр... 1
Кто же не знает Альтанку? Оказывается, дерево было в Сумах основным строительным материалом вплоть до середины XX в.... 5
Причудливый рельеф местности, сочетание несочетаемого в архитектуре, интересная история отличают сумские кварталы, протянувшиеся вдоль ул. Горького... 4