Чтобы убедиться в этом, мы отправляемся в Народный музей ремесел и быта Слобожанщины, разместившийся в Косовщинской школе.
Его директор Александр Киселев считает, что зря украинцы покупают фигурки кроликов, драконов, Будды в надежде на их магические силы. Напрасно, в соответствии с предписаниями феншуя, переносят с места на место мебель, устанавливают водопады и занимаются прочей иностранной магией.
— Феншуй предназначен для охраны китайцев, он и оберегает китайцев, а не украинцев. Нашему народу лучше обратиться к своим славянским оберегам. А их множество. Но чтобы они действовали, в них надо верить. Для начала о них хотя бы надо знать. А мы почему-то ограничили себя рамками христианства, как будто до этого ничего не было, — говорит А.Киселев.
В украинской хате было все максимально практично. Места было не так уж много, поэтому ничего лишнего в дом не тянули.
По словам А. Киселева, думать об оберегах наши предки начинали уже с выбора места будущего жилища. Оно должно было быть ровным, чистым (чтобы там не было мусора, чтобы в том месте никто никого не убил), а главное — спокойным. Смотрели, чтобы на том месте не проходила дорога. Был и специальный способ проверки. По углам будущего строения забивали четыре колышка, насыпали зерно (рожь) и оставляли на ночь. Если наутро рожь никто не съел, не разбросал — место спокойное, можно строиться. А если нет — переноси колышки и наблюдай снова.
Чтобы максимально использовать солнечный свет, хату старались ставить по сторонам света — глухой стеной на север, крыльцом на юг.
Второе обрядовое действо — выбор мастеров. С пьяницами и дебоширами старались не связываться, чтобы их энергетика не передалась дому. Строительство должно было проходить весело, со «смачним гумором» — так, чтобы детей по-близости не было, а у взрослых животы от смеха надрывались. Это делалось для сохранения в доме интимной энергетики.
— Вообще, украинский быт и фольклор пронизаны эротизмом. «Жіноче ремесло навколо обросло, посередині дірка» — такую загадку записал в одной из фольклорных экспедиций Павел Чубинский (автор слов украинского гимна). Как вы думаете, что бы это могло быть? — улыбается Александр Киселев. — Оказывается — катушка с нитками. Вот такой украинский юмор — с намеками, а звучит пристойно.
После достижения договоренности о строительстве хозяин с мастерами распивали магарыч, и первый тост был таким: «Давайте выпьем за то, чтобы вы, мастера, были рады моим деньгам, а я вашей работе». Это и был договор.
Если хозяин жадничал, мастера в старые времена могли такое «устругнуть», что потом в хате невозможно будет жить. Особого уважения требовал печник. Иначе проблем не оберешься. Стоит мастеру сходить по-большому в раствор и смазать им «черінь» (низ печи), приготовленную еду невозможно будет есть. Другой способ отомстить хозяину — заложить в дымоходе свежее яйцо, проколов в нем дырочку. Яйцо со временем испортится, и с каждой топкой печи по дому будет распространяться зловоние. Чтобы дымоход завывал, вмуровывали пустую бутылку. А еще в дымоходе вешали перо, которое вращалось и поворачивало дым обратно в дом.
Когда хата была готова, вокруг нее делали тын с воротами, калиткой (хвірткой) и перелазом. Перелаз необходим был хорошим соседям, чтобы ходить друг к другу не через улицу, а покороче. Тын в месте перелаза был ниже, но не прерывался. Поскольку тын — это очень важный оберег, хозяева следили, чтобы он был непрерывным. Например, при выносе покойника первое, что делали — скорее закрывали ворота, чтобы, не дай бог, мертвец не вернулся и не прихватил еще кого-нибудь.
Первый оберег в доме — это порог. Считалось, что под ним собраны души умерших предков. Отсюда обычай вносить невесту в дом на руках. Это делалось, чтобы предки преждевременно не осудили ее слишком строго и не навредили ей, а в дальнейшем молодая хозяйка, возможно, понравится.
А невеста сразу старалась прислониться к печи — символу семейного рода мужа. Печь — это оберег родового огня. Огонь в печи никогда не гасили. Если огонь погас — плохая примета.
Круглый коврик у порога (связанный деревянным крючком по спирали) — это змей-охранник, он свернулся и полуспит. Его миссия — охранять жилище от «лихих людей з лихими намірами». Представьте вполне распространенную ситуацию: бежит к вам соседка с мыслями рассказать какую-то неприятную для вас новость, становится на коврик у порога, начинает говорить о всяких пустяках и никак не может припомнить: «И чего это я к тебе приходила?» Значит, ваш коврик работает!
А когда в хате намечалось много гостей, пол устилали множеством длинных дорожек — это уже бодрствующие змеи-охранники, поскольку тот, что лежит у порога, мог не справиться.
— Символическое изображение змея встречается на многих предметах быта — как старинных, так и созданных современными народными мастерами, — рассказывает А.Киселев, в подтверждение показывая деревянную сольницу. — В данном случае змеи защищают соль — оберег тихой жизни. Как известно, можно одалживать все, что угодно, только не соль.
Обычай подносить хлеб-соль свидетельствует не только о гостеприимстве наших предков. Они как бы говорили гостю: «Мы готовы поделиться добром (караваем), но не знаем, что у тебя на уме, и принимаем меры предосторожности». Как только гость макает хлеб в соль, начинает действовать оберег.
В доме ругаться было не принято, но недобрые мысли, если такие появлялись, не спрячешь. Оказывается, плохие мысли собирали тарелки, стоявшие на «миснике» — деревянной полочке или в навесном шкафчике для посуды. Почему тарелки не лежали (ведь так надежнее), а стояли? Ответ на этот вопрос стал очевиден с появлением спутникового телевидения. Тарелки и у наших предков служили для улавливания информации. Периодически хозяйка должна была мыть их с солью и воду выливать в такое место, где никто не ходил.
Ложка тоже была оберегом. Когда человек умирал, его ложку ломали. Для живых ложку клали «їдалом» вверх, для мертвых — наоборот. Для каждого возраста была ложка определенного размера. Существовала примета: если маленькая девочка ест большой ложкой, у нее будет большая грудь. А еще, чтобы будущая свекровь не изводила, девушке запрещалось выскребать казан ложкой.
Народному музею ремесел и быта Слобожанщины — около 12-ти лет.
Сначала под старинные вещи выделили кладовку, потом освободился класс, где и разместился музей, который представляет собой украинскую хату с печкой, мебелью, утварью и манекенами в национальной одежде. Есть в музее и «панский уголок» — со старинным пианино, пластинками того времени, портретом кокетки с обнаженным плечом, недавно появилось дореволюционное издание книги «Половой вопрос».
Большинство экспонатов собрал сам директор. «Старые вещи несут колоссальную энергетику, поэтому лучше их дома не накапливать, а держать в музее», — говорит Александр Киселев.
В музее уже побывало около 4-х тыс. посетителей. Были гости из Австралии, Канады, США, Италии, Германии, Польши, России. Две недели назад музей посетила Марианне Пиффаретти. Если вы хотите последовать примеру известной в Сумах швейцарской благотворительницы, садитесь на маршрутку №23, поезжайте в село Косовщину, на конечную остановку. Рядом находится школа, а там — музей, который работает с понедельника по пятницу с 14.00 до 18.00. Всем желающим — интересный рассказ экскурсовода. Телефон для справок — 69-85-34.
Как уроженец села Линово Путивльского района, что в 80 километрах от Сум, Григорий Паншин стал «команданте Гришкой», боролся с фашистами...
Как раздерибанили охранную зону «Михайловской целины» и что осталось от заповедника к его 90-летию...
Семь месяцев сумская пенсионерка призывает городские власти озаботиться аварийным памятником другу и компаньону известного сумского мецената Павла Ивановича Харитоненко на...
В первый уикенд сентября в Сумах отметили День города. Традиционно, без сюрпризов....
Сумские священники разных епархий и конфессий о разных календарях и летоисчислениях...
Гость
Статья хорошая, мне понравилась...Действительно мы мало знаем о наших традициях и к сожелению мало к об этом уже расскажет.
dimax
bolwoe spasibo.statja o4enj xorowaja.mi dolzhni znatj kto mi i ot kuda.