Проблемы с осанкой, как правило, возникают в первые годы учебы. Если с этими нарушениями не бороться, с возрастом они прогрессируют и в каждом пятом случае переходят в искривление позвоночника — сколиоз или кифоз.
Деформация позвоночника не только ухудшает формы тела, но и влечет за собой нарушение функции органов грудной клетки и брюшной полости (сердца, легких, желудка, кишечника), часто приводит к инвалидности.
— Для занятий и игр школьнику нужно отвести хорошо освещенное место. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Лучше купить стул, у которого можно регулировать и высоту сидения, и его глубину, и наклон спинки, — советует санолог управления здравоохранения Сумского горсовета Наталия Зобова. — При хорошо подобранной мебели легче научить ребенка правильно сидеть во время занятий. Постель должна быть умеренно жесткой, ровной, соответствовать возрасту ребенка.
Привычная посадка вырабатывается в младших классах. Если к окончанию 3-4 класса она оказалась неправильной, с ней уже трудно бороться. Задача родителей — следить за тем, чтобы дома ребенок сидел правильно. В школе об этом обязаны заботиться учителя.
Следует сидеть прямо, ненапряженно держа руки на столе. Голова слегка наклонена, плечи на одном уровне. Ноги в тазобедренных и коленных суставах согнуты под прямым углом, бедра полностью расположены на сидении, стопы опираются на пол или подставку. Между грудью школьника и краем стола должно быть пространство не больше кулака ребенка.
Ребенка надо научить наклоняться всем корпусом к столу за счет сгибания в тазобедренных суставах (15-20 градусов) и небольшого наклона головы, а не за счет сгибания туловища.
— Если нарушения осанки выявлены своевременно, незамедлительно приступив к комплексному лечению, их можно вылечить в течение 6 — 12 месяцев, — говорит Н.Зобова. — Лечение заключается в коррекции режима дня в соответствии с возрастом ребенка, рациональном питании, общеукрепляющих и закаливающих процедурах, ортопедическом режиме.
Ребенок должен посещать занятия по лечебной гимнастике не менее трех раз в неделю; выполнять дома комплекс специальных упражнений, рекомендованных врачом и преподавателем физвоспитания.
Во время дневного отдыха и ночного сна ребенок должен лежать на полужесткой кровати (предпочтительно — на спине). Ребенка обучают правильно сидеть, стоять, ходить.
Каждую четверть учебного года ребенка с нарушением осанки необходимо пересаживать в другой ряд. Таких детей следует вовлекать в спортивные секции, занятия в которых укрепляют мускулатуру, способствуют исправлению осанки.
Несмотря на то что «нынче первый класс вроде института», нельзя нагружать ребенка длительной работой, связанной с одним и тем же положением тела в течение нескольких часов. Надо чередовать занятия с продолжительными прогулками на свежем воздухе.
— Важно следить за общим состоянием здоровья ребенка. Занятия физкультурой, ежедневная утренняя гимнастика, водные процедуры, оздоровление после перенесенных болезней, полноценное питание — все это предупреждает нарушения осанки, — напоминает Н.Зобова.