Начало июня ознаменовалось всеукраинским всплеском сообщений этого «радио» о якобы случившейся экологической катастрофе. Получив информацию от знакомых об утечке ртути, многие поверили: закрыли окна, перестали выходить на улицу.
Мы стали свидетелями того, что слухи сами по себе (не имея реального основания) могут существенно влиять на жизнь людей.
Интересно, а что о слухах говорят ученые? Кто и зачем распространяет слухи, «Данкору» рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии СГПУ им.Макаренко Анна Улунова.
Что это такое
- Психология возникновения и функционирования слухов сегодня достаточно популярная проблема. В научной литературе можно найти множество разнообразных (часто противоречивых) подходов к изучению данного вопроса, — говорит А.Улунова. — Наиболее часто «слух» определяется как сообщение о важном для аудитории событии, достоверность которого на момент распространения не установлена. Во-первых, чаще всего слухи касаются базовых ценностей и потребностей людей — таких, как жизнь и смерть, здоровье и болезнь, богатство и бедность и т.д.; во-вторых, слухи возникают в ситуации неопределенности и гаснут, когда эта неопределенность проходит.
- Выделяют две категории слухов: сфабрикованные – созданные специально, с определенной целью (в их основе лежит формирование искусственного интереса) и спонтанные – продукт ситуации и ее интерпретации. Если с первой категорией слухов все понятно: они результат разнообразных пиартехнологий, то возникновение и функционирование второй категорий связано с психологическими особенностями групп и включенных в них индивидов.
- Доказано, что чаще передают слухи люди, имеющие потребность в дополнительных эмоциях, так как восприятие и передача слухов сопровождается достаточно выраженными эмоциональными переживаниями, восполняющими обычный дефицит эмоций у человека.
Одновременно слухи служат способом повышения социального статуса людей, так как владение любой эксклюзивной и важной информацией повышает значимость субъекта в глазах окружающих.
Стимулировать человека к передаче слухов может и чувство солидарности, которое выражается в стремлении помочь коллегам, друзьям, знакомым, предупредить их и дать возможность самим или совместно подготовиться к встрече с неприятным событием. А если учитывать, что негативный ответ в тестах на вопрос «Передаете ли вы слухи?» интерпретируется как неискренность, то можно сделать вывод: передача слухов характерна для подавляющего большинства людей.
- Если человек стеснен в денежных средствах на покупку продуктов, то с ужасом слушает «информированный источник» о предстоящем подорожании определенной группы товаров. Если человек имел проблемы со здоровьем, то не останется равнодушным к информации о надвигающейся эпидемии и т.д. Слух – это проявление общественных ожиданий, нереализованных потребностей людей. Этим и объясняется эффективность влияния слухов на массовое сознание.
R = i+a,
где R — rumor (слух),
i — impotance (важность) вопроса для заинтересованных лиц,
a — ambiguity (двусмысленность) сведений, касающихся обсуждаемой темы.
По закону слухов, предложенному в 1947 году Олпортом и Постменом, интенсивность (мощность) слуха находится в непосредственной зависимости от важности и неопределенности события, лежащего в его основе.