Подобное мероприятие в Сумах проводилось впервые: в этом году Министерство образования выбрало наш город для пилотного проекта по переходу на систему тестирования при оценке знаний выпускников. Как тестировали сумчан, наблюдала корреспондент «Данкора».
Тестирование проходило только в шести пунктах — в специализированных школах № №1, 7, 10, 17 и общеобразовательных — №№ 18 и 27, но участие в нем приняли около 1,5 тысячи учеников из 32-х школ Сум. Вместе со школьниками 28 апреля на тестирование отправилась и корреспондент «Данкора». Она побывала в ССШ №10: как и в других пунктах, в этот день здесь проводилось тестирование по истории и математике, на знание украинского школьников протестировали 21 апреля.
Вход в школу был только по документам и приглашениям. У учителей, выступающих на тестировании инструкторами, были специальные пропуска, у учеников — паспорта и спецприглашения. В 10.00 в присутствии всех инструкторов и наблюдателей, корреспондента и фотографа были вскрыты пластиковые коробки, в которых под четырьмя пломбами находились пакеты с заданиями. Все так засекречено, как в шпионском фильме, но на то тестирование и независимое, чтобы никто не мог вмешаться в его процесс — результат тестирования зависит только от знаний ученика. По словам директора ССШ №10 Нинель Купреевой, этот пилотный проект — хороший шанс поступить в вуз для выпускников, не имеющих возможности учиться платно.
Учеников пригласили в классы в 10.30 — опять же по паспортам и приглашениям.
Инструкторы сверяли паспортные данные со списком. Напротив каждой фамилии в списке указан номер парты, за которую должен сесть ученик. Если выпускник не явился на тестирование, парта пустует. В каждом классе разместили по 14–15 учеников — по одному за партой. Сумки и мобильные телефоны дети оставляли на отведенном для этого столе. На парте разрешалась только бутылка с водой.
И вот конверт с заданиями вскрыт, каждый ученик получил свой бланк с тестами в 11.15 — старт. Тесты содержали вопросы различной сложности: самые простые, предполагающие ответ "да" или "нет" (вероятность угадать — 50%); более сложные, где надо выбрать правильный ответ из четырех вариантов (вероятность угадать — 25%) и те, которые требуют творческого подхода, например по украинскому языку нужно было написать сочинение на тему «Что такое призвание?».
Проверять работы сумских школьников будут в Региональном центре внешнего независимого оценивания в Харькове. Основную массу ответов проверит компьютер, а творческие задания — педагоги. Результаты тестирования ученикам обещают сообщить к 1 июня, но опыт прошлого года показывает, что возможна задержка, так как большую часть заданий проверяет компьютер, а он срабатывает только при условии, что ученик выполнил все требования к оформлению работы — заполнил бланки печатными буквами, в нужном месте приклеил свой штрих-код.
Участие в независимом тестирование даст школьникам две возможности: первая — результат теста по желанию ученика может быть засчитан как оценка за школьный экзамен, вторая — результат теста может быть засчитан как проходной балл в вуз. Что касается разговоров о том, что не все вузы принимают абитуриентов по сертификатам тестирования, то Нинель Купреева, присутствовавшая на селекторном совещании с Министерством образования, сказала, что на совещании было четко объявлено ректорам всех вузов: результат тестирования по желанию абитуриента засчитывается как проходной балл.
В основном участники тестирования не рассчитывают поступить в вуз по результатам тестов, а вот возможность не сдавать часть выпускных экзаменов в школе стала веской причиной для многих школьников, по которой они пришли на тестирование.
Алексей Рубан, ученик 11 класса ССШ № 10:
— Я принял участие в тестировании, чтобы сэкономить время и не сдавать экзамены по украинскому языку и истории в школе. Конечно, хотелось бы, чтобы мой результат тестирования стал проходным баллом в вуз — это было бы вообще замечательно. Ну, и все- таки хочу узнать, действительно ли я знаю язык и историю, или же только в рамках школьной программы. По украинскому языку я ожидал более сложных заданий. По сравнению с тренингом, который мы прошли перед тестированием в СНАУ, задания оказались легче и их было меньше. Трех часов, отведенных на выполнение заданий, мне хватило с лихвой. А вот тестирование по истории было гораздо сложнее, чем тренировка в СНАУ. Были задания и с картами, и с историческими документами. Может, я действительно плохо знаю историю?! Но если задания были трудными для нас, учеников гуманитарных классов, то что уж говорить о выпускниках обычных классов!