Обитатели «спальных» районов Сум, конечно же, знают, как трудно утром выбраться в центр: маршрутки забиты, троллейбуса не дождешься. Зато как раздражают маршрутки, вечно не дающие прохода ни нам, ни другому транспорту, ни друг другу возле Центрального рынка!
Таковы сумские реалии. Почему они имеют место, рассказал начальник отдела логистики управления социально-экономического развития Сумского горисполкома Валерий Семесенко.
— Для решения проблемы нехватки транспорта в часы пик в тех же 10–12-м микрорайонах мы изменили график движения некоторых троллейбусов. То есть пустили их по проспекту Лушпы. Но многие не хотят ездить троллейбусом — подавай им маршрутку. В то же время, если в наших силах принимать решения по коммунальному транспорту, попробуйте изменить маршрут движения частника. Тут же выходит перевозчик и говорит: «У меня есть договор на перевозки и утвержденный вами паспорт маршрута с его схемой. Я буду с вами судиться!»
Например, исполком принял правильное решение: чтобы разгрузить участок ул.Набережная р.Стрелки возле Центрального рынка, перевозчикам было предложено делать поворот с ул. Горького влево, а не вправо и выезжать на Харьковскую через ул.Героев Сталинграда. Но нас сразу же захлестнул поток петиций протеста со стороны граждан, которых отлично организовали перевозчики.
А принять силовое решение — это сразу же будут митинги на площади: мол, власть плохая! И на этом решение вопроса заканчивается.
Раздражает чиновников и то, что маршрутки останавливаются везде, где только угодно пассажирам и водителям. В результате — вытоптанные газоны и толчея микроавтобусов на проезжей части.
В.Семесенко привел в качестве положительного примера Киев, где есть обычный режим движения, экспресс-режим (остановки через четверть обычной остановки) и режим маршрутного такси. То есть последние все равно останавливаются только в отведенных местах.
Дело в том, что статус маршрутных такси с законодательной точки зрения четко не прописан. С точки зрения пассажира, это больше автобус, с точки зрения перевозчика — больше такси. Это и определяет разный подход к извозу обеих сторон.
Отсюда еще одна проблема. Если даже вы не льготник, то наверняка просто наблюдали со стороны, как неохотно берут водители маршруток людей с удостоверениями, дающими право бесплатного проезда. «Антимонопольный комитет начал расследование, предписание нам дал, что маршруткам надо возить льготную категорию пассажиров, заключить договоры на компенсацию стоимости их проезда, — говорит В.Семесенко. — Но, во-первых, нет механизма этой компенсации частнику, а во-вторых, за прошлый год мы на эти цели недополучили 1,02 млн. грн.». Естественно, перевозчики не хотят никого возить бесплатно.
Как бы там ни было, на сегодняшний день состязаться с маршрутными такси другие виды сумского общественного транспорта просто не в состоянии. Судите сами: в городе до шестисот маршруток, 60 троллейбусов, 12 государственных и 17 частных автобусов.
Уже не первый год сумские чиновники говорят о необходимости вытеснения микроавтобусов крупными машинами, но воз и ныне там. Вот в Полтаве, где бюджет побольше, маршрутки так и остались вспомогательным транспортом: там на тот же электротранспорт выделяются миллионные дотации, рассказывает В.Семесенко. Зато в Черкассах и Виннице та же проблема, что и в Сумах.
«В Сумах система деформирована, — считает В.Семесенко. — Она разрабатывалась в 2000 г. и делалась просто для того, чтобы узаконить существующую в городе схему движения. Тогда не было нормальных аналитических исследований. На данный момент население более-менее перевозится маршрутками. Но это только тактическое решение проблемы. Недаром мы многим дали разрешение только на год».
Впрочем, о том, сколько чего нужно Сумам для решения транспортной проблемы, чиновник сказать не смог, т.к. вопрос по-прежнему не исследован. «На данный момент мы схем не разрабатываем — нужно решить проблему дорог, исследовать пассажиропоток, а только потом заказывать схему», — сказал В.Семесенко.