«Данкор» выяснил, что думают люди этих профессий по поводу сумских пассажиров.
С маршруточниками интервью получилось не сразу: один занят, другой просто не хочет ничего говорить, потому что «пассажиры и так на нас почему-то обижаются». Но водитель маршрутного такси №27 Владимир Шептуха как раз оказался выходной и нашел время ответить на наши вопросы.
Выяснилось, что понедельник (а это был как раз понедельник) — день для водителей 27- го маршрута тяжелый. Не в том плане, что работы много, а в том, что ее как раз не хватает — ведь Центральный рынок в этот день не работает. Именно туда или оттуда едет немалая часть пассажиров. А раз нет пассажиров — нет и выручки. Летом пассажиропоток и вовсе пересыхает: отпускники уезжают на море, а студенты на каникулах.
Кстати, выручка дается водителям нелегко. Говорят, если не брать «стояка», то заработки совсем незначительные. «Стояк», или «перегруз», — это пассажиры, которым приходится стоять в салоне и за которых маршруточников штрафует дорожная милиция. В основном водитель и пассажиры действуют заодно: «В основном слушаются, если просишь присесть, — говорит Владимир Шептуха. — Ради того, чтобы доехать, они и лечь могут.
Как правило, люди понимают, что хозяин эти проблемы не решает, штраф плачу я».
От другого водителя я услышал, что в последнее время работать стало хуже — заработать удается меньше. Пеняют на пресловутые «сто машин», которые добавились по результатам последнего транспортного конкурса. «Видишь, салон пустой», — подкрепил свои слова водитель.
При этом работа на маршрутном такси не из легких. За баранкой водители проводят пятнадцать дней в месяц, за шестнадцатичасовую смену делают четырнадцать кругов и перевозят 600–650 пассажиров.
По мнению В.Шептухи, на маршрутках работают те, кто не боится тяжелого труда и стремится повысить материальное благосостояние семьи. Текучка здесь высокая — выдерживают не все. Но есть и водители, начинавшие еще при Советском Союзе на «рафиках», которые бегали по двум сумским маршрутам — №1 и №2. Сам Шептуха водит маршрутку с 1998 г.
Отношения водителей и пассажиров строятся не всегда просто — мы это сами знаем. Как мы сетуем на грубость водителей, так и они жалуются на наше хамство. А неадекватно себя вести, по их наблюдениям, мы чаще всего начинаем, когда нам не делают остановку там, где мы хотим (ну не может водитель!). Или мы сначала просим остановить такси слишком тихо, а когда не встречаем должной реакции водителя — чересчур громко.
Кроме того, когда маршрутку тормозит один из нас, за компанию с ним в нее обычно набивается еще несколько человек, а потом не хотят по требованию водителя вылезать.
В.Шептуху радует, что в новом микроавтобусе, который он водит, нет пассажирского кресла рядом с водителем — а то «как порасставляют ноги — передачу не воткнешь да еще и возмущаются, когда просишь убрать ноги».
Возмущаемся мы и громко включенным радио, не понимая, что без него водитель «просто чокнется»: «Дома ж практически не бываешь, — поясняют маршруточники. — А мы ведь тоже должны новости знать». Кстати, любимая волна сумских водителей маршруток — «Авторадио».
Ну а пьяные — особый разговор. Нечего удивляться, если нас не берут в салон из-за нетвердой походки. Ну зачем водителю, чтобы кто-то начал «чудить» у него за спиной? А то еще и напачкать могут. Кстати, портят салон не только пьяные, а и все кому не лень — рвут чехлы, завязывают узлом занавески и т.д.
«Они могут так нервы потрепать, что ты ДТП совершишь по их вине! — подытоживает В.Шептуха. — Но они этого не признают, обвинят тебя, да еще и гривню свою назад потребуют!»
Но бывает, что пассажиры поднимают настроение водителю. Например, расскажут что- нибудь интересное, смешное. Или сами «учудят» — требуют остановить за поворотом, хотя маршрутка идет прямо, или за светофором — хотя его нет в помине.
Людмила Гусикова работает троллейбусным кондуктором последние три года. Когда-то она уже занималась этой работой, потом пошла на рынок. Но в конце концов вернулась.
Хоть работа и нелегкая, но все же пассажиры милее ее сердцу, чем покупатели. Ну и социальная защита у работника коммунального предприятия получше, чем у реализатора, работающего на хозяина.
— Для нас удачный день — это когда есть пассажиры и есть выручка, потому что зарплата у нас зависит от количества проданных талонов, — говорит Людмила. — Пусть будет много пассажиров, пусть я буду целый день толкаться, но зато что-то принесу домой.
Правда, бывает у кондукторов и так, что народу в салоне много, а выручки мало. «Потому что очень много у нас бесплатных пассажиров — пенсионеры, чернобыльцы, афганцы, милиция, налоговая, — рассказывает Людмила. — И все ездят на троллейбусе с удовольствием. Еще огорчает, что у нас очень многие пассажиры ездят с липовыми документами. Берут чужой документ, наклеивают свою фотографию. Смотришь — а печать не сходится, говоришь об этом. А они возмущаются! Бабушки и мамы везут детей, которым уже далеко не 6 лет, а платить не хотят. Кричат: «Вам что, жалко? Вы что, на себе их везете?» В общем, по этой причине любимые маршруты у Людмилы — 1-й, 7-й, по которым ездит больше трудящихся, а нелюбимые — 3-й и 4-й, соединяющие районы, где живет много пенсионеров.
Но больше всего расстраивают кондукторов те, кто нагло отказывается платить. Часто это люди в нетрезвом состоянии. «Грубят, хамят, некоторые даже руками машут! — признается Людмила. — Я даю знать об этом водителю, он останавливает троллейбус. У нас часто ездят представители милиции. Я помню, у кого видела милицейское удостоверение, подхожу и прошу помочь».
Ну а в основном пассажиры — люди хорошие, считает Л.Гусикова. И могут радовать кондуктора. Приятно, когда мужчины не скупятся на комплименты, а пенсионеры хвалят работу.
Довольно часто пассажиры проявляют чудеса рассеянности, забывая в салоне все подряд — от перчаток до мобильников. Недавно студентка забыла подрамник с чистыми листом бумаги для будущей картины. А то вообще детективная история: мужчина потерял кошелек, где было около 700 грн. — и никаких сведений о его личности. Зацепились за талон на оплату услуг автостоянки. Сходили туда, выяснили, кто владелец кошелька.
Вернули ему деньги. А они были как нельзя кстати: за прошедшие две недели человек разбил машину и похоронил родственника!
Гость
ТАК! и есть. Так и дальше будем ездить раком в переполненом транспорте? Цены когда подымать будем? Для справки 1грн.= 10 коп.СССР
phx
В Америке вот автобусы часто ходят полупустые, хотя билет стоит всего $1.25 (примерно те же 10 копеек, если сравнивать по зарплате). Причин две:
1. Автобусы xодят редко (раз в час или полчаса)
2. Города очень растянуты по территории. Добираться на автобусе везде надо как минимум с 2-я пересадками.
Из-за этого большинство населения автобусами пользоваться не хочет и предпочитает собственные машины, зачастую проводя по 1.5-2 часа ежедневно в пробках.
Alex T
phx написал:
При чем здесь Америка, блин?