"Данкор» решил разобраться, сможет ли аэропорт, основными клиентами которого остаются политики и спортсмены, стать необходимым и сумчанам.
На сессии Сумского облсовета 29 сентября было отменено прошлогоднее решение о передаче областного коммунального предприятия «Аэропорт «Сумы» в госсобственность. Согласно решению облсовета, причиной стало несоблюдение Госавиаслужбой Украины сроков принятия Сумского аэропорта в государственную собственность.
По мнению областных властей, «зависание в воздухе» этого вопроса привело к значительному ухудшению финансово-хозяйственного состояния предприятия. Кроме того, депутаты своим решением исключили Сумской аэропорт из списка предприятий, которые можно подвергнуть процедуре банкротства. Также КП «Аэропорт «Сумы» получило право самостоятельно определять состав и очередность продажи своих активов.
Позицию облсовета раскритиковал депутат из фракции Партии регионов Юрий Добровольский. Он назвал проект решения некорректным по отношению к Президенту Украины, который дал поручение принять в госсобственность Сумской аэропорт.
— Мы принимаем за спиной правительства, за спиной Президента это решение и хотим, чтобы нас уважали и реагировали, — заявил Ю.Добровольский. Он напомнил депутатам, что на этой сессии планируется принять ряд обращений к правительству и Президенту. В том числе с просьбой помочь в реформировании Военного института ракетных войск и артиллерии и др. Г-н Добровольский выразил недоумение: зачем так спешить с возвращением в областную собственность аэропорта?
— По Кирова в сторону аэропорта строится ряд особняков и первый как раз упирается в аэропорт. Может, причина в этом? — предположил г-н Добровольский.
Председатель облсовета Вячеслав Шапошник заявил, что областные власти получили от министра транспорта устное подтверждение, что Сумской аэропорт не нужен государству. «По этому поводу был личный разговор моего заместителя г-на Клочко с министром транспорта», — сообщил г-н Шапошник. Кроме того, по его мнению, передать аэропорт никогда не поздно. «Я не вижу никакой крамолы в сохранении аэропорта в областной собственности», — заявил председатель облсовета.
Между тем, законодательство не запрещает изъятия земель аэропорта для использования в других целях. Учитывая, что аэропорт расположен более, чем на 130 га земли, рядом с городом, можно предположить, что желающих построить там дом будет достаточно.
Интересно, что глава Сумской облгосадминистрации Нина Гаркавая раскритиковала решение облсовета, как преждевременное. По словам губернатора, она просила не принимать решение по аэропорту до того, как встретиться с министром транспорта Николаем Рудьковским. Даже после решения горсовета, г-жа Гаркавая заявила, чтобы будет добиваться встречи с главой Минтранса, для обсуждения судьбы Сумского аэропорта.
В самом аэропорту говорят, что собираются только расширять свою деятельность, надеясь уже этой осенью привлечь к полетам сумчан. По словам директора Сумского аэропорта Николая Журавля, в ноябре запланировано открытие пункта пропуска через границу для международного пассажирского воздушного сообщения уже составлено. Для этих целей уже отремонтирован пассажирский накопитель (помещение, куда пассажиры переходят из аэровокзала перед посадкой и куда доступ посторонним закрыт) со всем необходимым оснащением. На 90% с этим помогло СМНПО им.Фрунзе. Планируется, что с ноября начнутся международные авиарейсы в те же Египет, Турцию и другие страны, куда сумчане все равно летят самолетом — только из бориспольского, харьковского, днепропетровского аэропортов, до которых сперва нужно добраться наземным транспортом.
— Мы сделали маркетинговое исследование, запрашивали данные в «Авиатуре», «Кий- Авиа», — делится информацией Николай Журавель. — Потенциальные пассажиры у нас имеются. Как пойдет дело, будет зависеть от наших туристических фирм.
Пока же аэропорт работает в неспешном режиме. Кстати, за последние пятнадцать лет наш аэропорт ни на день не прекращал свою работу. По словам Николая Журавля, не стоит судить о состоянии аэропорта по стоящим на его территории недостроенным зданиям аэровокзала и других служб аэропорта, производящих впечатление заброшенности и упадка. Они даже не принадлежат предприятию ОКП «Аэропорт Сумы», а находятся на балансе городского УКСа.
Cам же аэропорт поддерживает себя в порядке. «Если бы наше хозяйство пришло в упадок, мы бы просто не могли работать! — говорит директор аэропорта. — Все, что необходимо для приема самолетов, у нас есть. Хотя, конечно, не в том виде, в котором хотелось бы. На сегодняшний день наш аэропорт имеет сертификат только на взлетно- посадочную полосу. В этом году мы прошли сертификацию службы авиационной безопасности. В дальнейшем, до 2008 г., мы должны сертифицировать все службы». Спорт, политика и «Фрунзе»
Какие же самолеты принимает и отправляет в небо сумской аэропорт? Главный его пользователь — Як-40, принадлежащий СМНПО им.Фрунзе. Перед выборами активно прилетали представители политических партий. Были «Наша Украина», БЮТ, Партия регионов, ПСПУ. Еще одна категория — спортсмены. В прошлом году играть в Сумах часто прилетали баскетболисты. В этом — дважды прилетала футбольная команда «Динамо-Киев», а сосем недавно Як-42, рассчитанный на 120 мест, доставил футболистов донецкого «Шахтера» — всего прибыл 31 человек — но донетчане привыкли летать с комфортом. В Сумах спортсменов уже встречал специально прибывший из Донецка автобус команды. За счет этих категорий сумской аэропорт принимает в среднем около 10 чартерных рейсов в месяц. Негусто, но иначе пока не получается. Посмотрим, сможет ли привлечь аэропорт сумчан, без них из убытков не выбраться.
В 2003 г. сумской аэропорт взялся обслуживать два чартерных рейса, рассчитанные на сумчан: Донецк-Сумы-Симферополь и Одесса-Сумы. Из запланированных восьми рейсов на Симферополь были выполнены только четыре. Спроса на авиабилеты не было. На борт Ан-24, рассчитанного на 48 мест, поднималось от силы 8-10 человек. Причина проста — билет стоил 330 грн. Куда дешевле было добираться до того же Симферополя поездом.
Сегодня цена авиабилета из Сум до Симферополя составляла бы 400-420 грн. Для сумчан эта сумма слишком высока. Кто победнее — едет поездом, а кто побогаче — своим автотранспортом.
Территория, занимаемая ОКП «Аэропорт Сумы», делится на два участка — «старый» и «новый». Первый — это участок площадью 6 га, второй — 131 га. На «старом» расположены админздание, бухгалтерия, некоторые технические службы, а «новый» (вот уже 28 лет как) — это и есть собственно аэропорт. Что же там имеется?
1. Взлетно-посадочная полоса (ВПП). Ее длина — 2,5 км (кстати, пока ВПП харьковского аэродрома не продлили, сумская ВПП была на 250 м), ширина — 42 м. По своим характеристикам она рассчитана на принятие самолетов с максимальным летным весом 55 т., а это — Ту-134 и Як-42 (изначально — 61 т). Самолеты с большим максимальным весом Сумы принимать не могут — хотя длина и ширина полосы позволяют это. Она требует ремонта, и для него потребуется около 25-30 млн. грн., а если делать его с усилением — то намного больше.
2. Светосигнальное оборудование для принятия самолетов в темное время суток. В 2002 г. его установили при помощи СМНПО им. Фрунзе и начали принимать самолеты ночью.
3. Средства навигации — локатор и др. Навигацией заведует Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины (бывший «Украэрорух"). Они в состав аэропорта не входят, но базируются в каждом аэропорту.
4. Аэродромная служба. Это, например, служба спецтранспорта. Есть техника для измерения коэффициента сцепления на полосе. Если он недостаточный, в казалось бы летную, ясную погоду аэродромы иногда закрыты для приема самолетов. 5. Другие службы
Раньше в составе аэропорта были летчики, авиатехники и «наземники». Но в 2000 г. эти службы разделили на западный манер, когда аэропорт — это одна структура, а авиакомпания — другая. Самолеты и летчики с техниками вошли в состав Сумского государственного авиационного предприятия «Универсал-Авиа», а наземные службы отошли к аэропорту. «Универсал-Авиа» базируется на участке рядом со «старым» аэропортом. Там стоит несколько десятков «кукурузников» Ан-2 и вертолетов Ми-2 — все в нерабочем состоянии. Еще несколько самолетов Ан-2 стоят в «новом» аэропорту. Два из них готовы к полетам. Но пока они не востребованы. Да и «Универсал-Авиа» не имеет сегодня сертификата на полеты. В дефиците и летчики.
Справка:Все украинские аэропорты масштаба сумского после развала СССР оказались убыточными. Пассажиропоток Сумского аэропорта резко упал: в 1980 г. он составлял 200 тыс. чел., в 1990 г. — 104 тыс.чел., 1995 г. — 2 тыс. чел. На сегодня наш аэропорт — это убыточное предприятие, дотируемое из областного бюджета. Для поддержания служб и техники ежегодно требуется 300-400 тыс. грн.