Министр образования Украины: «У меня большое беспокойство по Сумам…»

Министр образования Лилия Гриневич, посетившая Сумы 15-16 февраля, заподозрила, что в сумском образовании «происходит что-то не то», и пообещала разобраться

Министр раскритиковала городские власти Сум за вольную интерпретацию нормативов деления классов на подгруппы для изучения украинского и английского языка. Заинтересовалась жалобами родителей, которые годами не могут устроить своих детей с особыми потребностями в детсады, пообещав спросить об этом у городских властей. А еще, отвечая на вопросы учителей и преподавателей вузов, Л.Гриневич объяснила причину перебоя с учебниками, рассказала о новой госслужбе контроля качества образования и дала совет, как бороться с университетской бюрократией.

Ошибка деления

Родители сумских школьников неоднократно поднимали этот вопрос: почему в начальной школе классы не делятся на подгруппы для изучения языка, как это предусмотрено приказом Минобразования. В одних школах родителям пошли навстречу, в других так и преподают украинский и английский 28-30 детям одновременно.

- Из того, что я увидела и поняла, у меня большое беспокойство по Сумам. Я, к примеру, узнала, что в начальной школе классы на 28 и больше детей не делятся на группы. По всей стране делятся, а здесь не делятся. Они просто экономят! – возмутилась министр. - В прошлом году обязанность разделения на группы была возложена на местную власть. А в этом году мы прибавили 2,7 миллиарда гривен специально на разделение, а они и дальше не делят! Кроме того, они решили сделать себе свои показатели для разделения. Закон предусматривает деление на группы при наличии 28 и больше детей, а они решили 30. Т.е. тут что-то не то происходит. Мы, конечно, со стороны Министерства образования будем с этим всем разбираться.

Перед отъездом из Сум Л.Гриневич написала на своей странице в Фейсбуке:

«Разделение на группы в начальной школе для изучения украинского и английского языков в классах, где больше 28 учеников, в городе Сумах не осуществляют, чем нарушают юстированный приказ МОН и права школьников на качественное образование. Так просто решила местная власть. Неформально мотивируют тем, будто денег в образовательной субвенции на разделение не было. Если эта отговорка более или менее могла быть актуальной в предыдущем бюджетном году (хотя нет, но здесь нужно дискутировать), то в этом году формула образовательной субвенции напрямую учитывает разделение, сам объем субвенции поэтому вырос на несколько миллиардов гривен. Но в Сумах тарификацию не изменили, на группы и в дальнейшем не делят. А действительно, зачем это делать, если можно сэкономить на детях и учителях.

И это на фоне Сумской области, которая является одной из самых эффективных в контексте управления бюджетными деньгами. Она - абсолютный лидер по использованию субвенции на Новую украинскую школу - использовано 99,9% выделенных средств. Обеспечение первых классов новой мебелью - 96,5% от потребности, проекторами - 95,4% от потребности, ноутбуками - 100% от потребности…»

Сложности инклюзива

Мама ребенка с особыми потребностями (и, надо отметить, с особенными способностями – мальчик в три с половиной года умеет читать) Наталия Денисова рассказала министру, что сумские детсады отказываются принимать ее ребенка, хотя она записалась в очередь, когда сыну было полгода. В двух детсадах мотивировали отказ отсутствием специалиста по работе с такими детьми.

- Они нарушили закон. Вы должны пойти в городское управление образования, - посоветовала Л.Гриневич.

- Знаете, что там говорят? Мы вам чисто по-человечески советуем отдать ребенка в 34-й детсад, - сказала Наталия Денисова.

От родителей детей-инвалидов Лилия Гриневич с удивлением узнала, что в специализированном НВК №34 только одна группа для детей с ДЦП, и она переполнена. В этом специализированном дошкольном учреждении нет ни пандусов, ни лифта, поэтому детей, которые не могут ходить, воспитатели носят с этажа на этаж на руках; занятие с логопедом – большая редкость (от силы пару раз в неделю).

- Дело в том, что с дошкольным образованием мы только начали прицельно работать. В школах все пошло как-то быстрее, т.к. есть субвенция из государственного бюджета. В дошкольном образовании такого нет. Как местная власть это себе представляет, так и делает. У кого больше понимания проблемы, развивают группы в детских садиках. В Киеве, например. Где нет понимания, там вот такая ситуация, - отметила министр. - Если вы мне напишете обращение, я обращусь к местной власти с просьбой все-таки обеспечить надлежащий уровень инклюзивности дошкольного образования, соответствующий закону. Они не могут сводить всех таких детей только в специализированные учреждения. Есть основания в законе, чтобы принимать детей в общеобразовательные учреждения.

- Я общаюсь с очень большой группой мам, у которых такие дети, и не знаю ни одной, которая смогла бы устроить своего ребенка в обычный детский сад, - отметила Н.Денисова.

- Для этого надо, чтобы власть развивала эту сеть, чтобы они определили опорные садики – три-четыре в разных районах города. В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, которую мы ратифицировали, для такого ребенка должно быть обеспечено место обучения как можно ближе к месту жительства. Ясно, что не может быть один детский садик на один большой город. А должно быть несколько мест, куда ребенок может прийти.

Проблема в головах

При этом министр признала: главная проблема инклюзивного образования – в головах преподавателей, родителей обычных детей, директоров школ и детсадов.

- На протяжении многих десятилетий культура этой страны еще с советских времен исключала людей с инвалидностью – их никто не должен был видеть. Их прятали сначала в интернаты, потом они безвыходно сидели дома либо всю жизнь проводили в интернатных учреждениях, - говорит Л.Гриневич. - И в нас это все сидит на подсознательном уровне: мол, они не такие как все и не могут иметь тех прав, которые есть у обычных людей. И переломить это очень сложно. В системе образования привыкли, что эти дети всегда обучаются отдельно.

По словам Л.Гриневич, инклюзив необходим, прежде всего, ради социализации и развития детей с инвалидностью. После запрета отдавать в интернаты детей с легкой умственной отсталостью стало очевидным: в среде обычных детей они демонстрируют значительно лучший результат.

- Сам учитель, когда у него в классе 30 человек, не может уделить такому ребенку отдельное время. Поэтому законодательство для таких детей предусматривает ассистента учителя, - подчеркивает министр, переходя к нерешенному пока вопросу подготовки таких специалистов. - Мы сейчас в курс повышения квалификации включили работу с детьми с особыми потребностями. У нас есть дистанционный видеокурс, который может посмотреть каждый учитель и поучиться, как работать с ребенком с особыми потребностями, как учить детей обычных классов и как работать с родителями обычных детей, чтобы они поняли потребности и возможности, возникающие после появления такого ребенка в классе. Для обычных детей научиться общаться с ребенком, у которого «текут слюнки», и понять, что, несмотря на это, у него есть душа, чувство достоинства и, возможно, есть талант, которого нет у других, что он личность – это огромный пласт воспитательной работы. Когда такой ребенок заходит в обычный класс, он за учителя делает эту воспитательную работу, если педагог правильно этим процессом руководит. Но его этому надо научить.

Учителя, идущие в Новую украинскую школу, проходят обязательное повышение квалификации по работе с детьми с особыми потребностями. Но в стране 440 тысяч учителей! И надо перезагрузить понимание. И есть еще чудесные наши родители – тоже продукт советской системы. Они приходят и говорят: моему ребенку будет тяжелее учиться в таком классе, ребенок-инвалид будет замедлять процесс обучения. И надо садиться и объяснять, что у такого ребенка будет ассистент и что его ребенок может приобрести от такого общения. Это требует педагогической обученности. Тут не получится сразу, но по чуть-чуть люди начинают понимать. Мы сейчас думаем, как сделать госзаказ, чтобы учителя могли получить бесплатно второе высшее образование для работы с детьми с особыми потребностями.

По данным Л.Гриневич, в Украине на 61 процент увеличилось количество детей, нуждающихся в инклюзивном образовании. В стране уже создано 516 инклюзивно-ресурсных центров (планируется больше 700). Задача специалистов центра - принимать родителей с детьми с особыми потребностями, помогать им определиться, в какой школе ребенок может обучаться, и вместе со школой создать индивидуальный план обучения.

Учебники: бумажные – в печати, электронные – в разработке

- Мы сейчас создаем национальную электронную платформу. В прошлом году мы хотели купить электронные учебники. На торги было подано три заявки об участии, все эти три учебника были созданы по очень низким стандартам, - посетовала министр, объясняя сложившуюся в этом году ситуацию с учебниками. - Мы уже начали такой эксперимент: взяли несколько школ, обеспечили детей планшетами, чтобы они обучались по электронному контенту. Но наша проблема в том, что в Украине очень мало качественного учебного электронного контента с мультимедийными вставками, видео, играми, материалами оценивания, проверяющими знания. Кроме того в сельских школах нет качественного Интернета. Поэтому мы вынуждены пользоваться бумажными учебниками.

А с изданием учебников в 2018 году вообще сложная ситуация. Мы печатали в 2,5 больше учебников, чем обычно – линейку 1-й, 5-й и 10-й класс. Имеющиеся полиграфические мощности Украины не могут с таким объемом справиться. К 1 сентября мы выставили pdf-версии всех учебников на сайте, а печатный вариант смогли получить, когда издатели их выпустили. К примеру, учебник для 5-го класса по информатике издательство «Генеза» вообще отказалась печатать: выиграли конкурс, а потом сказали, что им негде печатать. Поэтому с учебниками реально есть проблемы.

Л.Гриневич сообщила: в этом году выделен 1 млрд грн на школьную интернетизацию (700 млн грн) и компьютеризацию (300 млн грн). В первую очередь охватят школы, где ситуация наихудшая. Также предусмотрены деньги на разработку электронного учебного контента, и Минобразования ищет людей, умеющих это делать.

«Вы заангажированы, это будем делать мы»

В ноябре прошлого года Кабмин принял постановление о создании территориальных отделений Государственной службы контроля качества образования (в детсаде, школе, вузе). Л.Гриневич рассказала о новой контролирующей структуре, отвечая на вопрос, зачем в ОТГ, где два-три детсада и две-три школы, создают отдел образования?

– Для трудоустройства своих родственников и друзей. И это проблема, т.к. тратятся деньги громады. И возникает очень большой вопрос об уровне профессионализма этих людей? Что они знают об образовании? Что они знают о госзакупках? О том, что они должны делать? Мы все это прочувствовали на Новой украинской школе: как там устанавливалось оборудование и как проходил менеджмент этого процесса, - говорит министр. - Мы отдали налоги на места, и за этими налогами мы отдаем полномочия. Но если не нравится детский сад или в школе плохо организовано обучение, люди говорят: а Министерство образования что-нибудь думает или нет?!

Цель Государственной службы качества образования – проверять качество образования на территории страны. Децентрализация может способствовать большому расслоению уровня образования. Где председатель громады занимается образованием, там будет надлежащая ситуация со школами. А там, где не заботится, у детей будут ухудшаться условия обучения.

Создать отдел, где должны появиться пять госслужащих, сложно. Более того, нам запретили добавлять штатные единицы. Каждая область должна из своего аппарата кого-то сократить и выдать должности для наших людей. В тех областях, где быстро отдали нам эти должности, мы уже смогли создать региональные подразделения Государственной службы качества образования. А там, где область тянет, сложнее создается новая служба. Идеология, которую мы поддерживаем, - не увеличивать государственный аппарат чиновников. Мы говорим области: вы перестаете контролировать оценку качества образования, потому что вы заангажированы, это будем делать мы.

Почему обучение студентов – последнее дело в вузе

По словам преподавателя Сумского педуниверситета Александра Вовка, с каждым годом количество разных документов, бумаг и таблиц, которые требуют от преподавателя для рейтинга, увеличивается в геометрической прогрессии. А рейтинги используются как дополнительный рычаг давления на преподавателя.

- Обучение студентов – это уже последнее, что мы делаем. На первом месте – подготовка бумаг, - посетовал преподаватель на бюрократию и сокращение учебных часов особенно на гуманитарные предметы.

- В 2014 году мы приняли новый Закон «О высшем образовании». Его идея – отпустить преподавателя, дать ему академическую автономию и автономию университету. МОН упразднило громадную кипу приказов, требующих бумаготворчества. Мы сказали: университеты, вы автономны, мы упразднили все наши требования, выпишите себе необходимый минимум бумаг, чтобы максимально дебюрократизировать процесс, - напомнила Л.Гриневич. - Мы были мечтателями. Что они сделали? Взяли старые приказы, которые мы упразднили, освятили своим ученым советом и работают по-старому. Или еще хуже – дополнили еще что-то, чтобы прессовать преподавателей.

Почему прессуют преподавателей? Почему сокращаются часы? За последние 10-15 лет контингент студентов сократился почти в два раза, а контингент преподавателей почти не изменился. Результат – сокращение часов, нет нагрузки. Сейчас у нас демографическая яма по выпускникам. А госзаказ формируется в размере 50% от количества выпускников. В связи с этим мы имеем такую ситуацию. Потом количество студентов будет увеличиваться.

Меня удивляет, что коллективы университетов, которые видят, что их ученый совет, ректорат бюрократизируют процесс, упраздняют гуманитарные дисциплины, делают и то и это не так, потом выбирают того же самого ректора. Мы сегодня полностью отдали выборы ректора в руки коллектива. Полностью! Раньше министерство могло выбирать только между теми, кто набрал больше 30 процентов голосов. Сейчас кого коллектив выбрал, того мы и назначаем. Возникает вопрос: почему голосуют за старого ректора? Ответ, как правило, такой: этот плохой, но другой может быть еще хуже, а этого мы уже хоть знаем. Все в ваших руках. Надо ставить вопросы перед ученым советом. Но для этого надо объединяться. Организовывайте группу сопротивления, - посоветовала Л.Гриневич.
- Так запрессуют же и выгонят.

- Идите в суды. Если есть какие-то злоупотребления, будем посылать проверку, - сказала министр.

По тематике

Маски на заняттях – необов’язково, контроль за станом здоров’я, заборона «шведського столу» в їдальнях –рекомендації МОЗ школам для роботи з 1 вересня
30.07.2020 20:30

Маски на заняттях – необов’язково, контроль за станом здоров’я, заборона «шведського столу» в їдальнях –рекомендації МОЗ школам для роботи з 1 вересня

З1 вересня до закладів освіти допускатимуть лише у масках або респіраторах, водночас на заняттях маски можна буде не використовувати. Педагоги...

Школа на дому
21.04.2020 15:11

Школа на дому

Как в Сумах организовано дистанционное обучение на карантине и легко ли сумчанам дается школьная наука «по удаленке»....

Обучение перед телевизором: как работает Всеукраинская школа онлайн
13.04.2020 13:57

Обучение перед телевизором: как работает Всеукраинская школа онлайн

С началом карантина перед педагогами стояла непростая задача – не сбавляя темпов, обучать дистанционно....

Скільки триватиме навчальний рік, дати ЗНО та як відбуватиметься вступна кампанія
27.03.2020 09:19

Скільки триватиме навчальний рік, дати ЗНО та як відбуватиметься вступна кампанія

У зв’язку з загальнонаціональним карантином Міністерство освіти і науки розробило два сценарії завершення навчального року, проведення зовнішнього незалежного оцінювання та...

Новые кнуты и пряники для сумского образования
04.09.2019 17:36

Новые кнуты и пряники для сумского образования

В новом учебном году наряду с другими новшествами сумские школы ждет аудит Государственной службы качества образования...

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Мертві землі (Джордж Нолфі, 2024)
Мертві землі (Джордж Нолфі, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
20.35
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
18.00
Конклав (Едвард Бергер, 2024)
Конклав (Едвард Бергер, 2024)
Кино Планета Кіно
15.00; 19.20
Wicked: Чародійка (Джон М. Чу, 2024)
Wicked: Чародійка (Джон М. Чу, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
10.30; 15.00
Назавжди-назавжди (Анна Бурячкова, 2024)
Назавжди-назавжди (Анна Бурячкова, 2024)
Кино Планета Кіно
11.00; 16.30
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.