- Алексей Витальевич, Вы довольно часто критикуете своих коллег-депутатов за отсутствие системности и прозрачности в управлении городом. Что именно настораживает, и какие пути решения Вы видите?
- На сегодняшний день все преобразования в Сумах происходят по принципу: кто быстрее к мэру на аудиенцию попадет, кто красноречивее и убедительнее будет, тому и счастье. С одной стороны – хорошо, ведь градоначальник якобы слышит жителей, приходит им на помощь. Но с другой – где перспектива, стратегия, в чем заключается системный подход и что делать тем сумчанам, у которых нет времени просиживать под кабинетом городского головы? А ведь все мы, живущие и работающие в этом городе, ежемесячно перечисляем в местную казну подоходный налог и имеем право, чтобы эти средства нам возвращались в виде улучшений в системе здравоохранения, образования, транспорта, доведенного до ручки ЖКХ и пр. Но этого нет. Распределение бюджета развития очень напоминает разбитую дорогу, которую заляпывают асфальтом то тут, то там, а она продолжает рассыпаться. И никому почему-то не придет на ум, что, может, хватит делать ямочный ремонт, пора уже класть абсолютно новое покрытие.
Примеров политической близорукости масса. Еще совсем немного и Сумы захлебнутся в мусоре, ведь свалки не безграничны, не говоря уже об экологических последствиях. Решение? Мусороперерабатывающий завод. Но данная тема даже не обсуждается. Идем дальше – очистные сооружения. Это бомба замедленного действия. Срок их эксплуатации уже давно истек. Так что «рвануть» может в любую минуту. Но инвестиции не предусмотрены.
Если не будет изменен подход властей, если не появится реальная стратегия развития города, мы так и будем любоваться плиткой, которая повсеместно уходит под землю, по уши в мусоре и фекалиях.
- Но ведь это недешевые проекты…
- Это, прежде всего, жизненно необходимые инфраструктурные проекты, да и бюджет развития Сум не такой уж и маленький. Если не заниматься «размазыванием», а честно и прозрачно вкладывать деньги в наш город, уже через 5-7 лет это будет областной центр европейского образца. Причем не на словах, а на деле. К тому же реализовать их можно с помощью местных предприятий – ПАО «Сумское НПО», например, умеет и готово выполнять данные задачи.
- А Вам не кажется, что это лоббирование интересов завода, тем более, что Вы являетесь его сотрудником?
- Это не лобби, а здравый смысл. Я же не говорю, отдайте нам эти проекты. Я заявляю о желании градообразующего предприятия быть полезным Сумам и его жителям. Объявляйте тендеры, проводите их открыто, с привлечением общественности и средств массовой информации. И если технико-коммерческие предложения Сумского НПО будут объективно лучше, то что в этом предосудительного? Что плохого в том, что предприятие, на котором работает почти 9 тысяч горожан и которое только на протяжении 2011-2015 годов уплатило в местный бюджет налогов на сумму около 400 млн. грн., построит в родном городе важные инфраструктурные объекты и тем самым снова-таки вернет средства в сумскую казну в виде отчислений?
Аналогичная картина и с инвестпрограммами коммунальных предприятий. Это собственность громады, и она должна знать, как и насколько эффективно тратятся средства, которые сама же дает на их деятельность. Почему деньги делятся в кулуарах мэрии? Почему о приобретении того или иного оборудования мы узнаем как о решенном факте? А, может, есть более выгодные для города предложения? К примеру, ПАО «Сумское НПО» готово поставлять различные типы востребованных насосов и иную продукцию «Горводоканалу», «Сумытеплоэнерго». Но пока что система закупок КП очень сильно напоминает закрытый клуб для избранных.
- А как же система публичных электронных закупок ProZorro?
- Очень бы хотелось верить, что тендеры станут ProZorrыми не только на бумаге. К сожалению, пока что я этого не заметил…