Прокатиться "на чугунке"

Сегодня представить жизнь нашего города без железной дороги просто невозможно. А ведь если бы не инициатива сумских предпринимателей ХIХ века, Сумы могли бы так и остаться небольшим тихим провинциальным городком.

Открытие железной дороги в Сумах

8 января 1878 года открылось движение поездов на участке Мерефа — Белополье. В этот день в Сумы прибыл первый поезд. Одна из газет того времени так описала это событие: «Протяжный гудок разорвал утреннюю тишину и далеким эхом отозвался за околицей города. На вокзале собралось много людей. Наиболее смелые изъявили желание прокатиться на «чугунке».

Потребность в железной дороге через Харьковскую губернию, в состав которой входили современные Сумы, возникла во второй половине ХIХ века в связи с тем, что здесь производилась большая часть российского сахара.

В 1875 году Министерство путей сообщения утвердило план строительства участка Мерефа-Ворожба и признало его неотложным.
Работы продолжались до января 1878 года. Общая длинна дороги составила 227,7 версты, а ее стоимость — 8,6 млн. рублей.

Рельсы за деньги

Впрочем, железная дорога пришла в Сумы непросто. В целях экономии государство в то время не решалось на прокладку железной дороги через самые крупные города и слободы, так как земли вокруг них стоили дороже, чем на периферии.

В то же время местные предприниматели были заинтересованы в том, чтобы железная дорога проходила поближе к их предприятиям. Поэтому каждое земство старалось «перетянуть маршрут будущей дороги в свою пользу.

Так, Ахтырскому земству, обращавшемуся в губернские органы и Министерство путей сообщения, удалось лишь «подтянуть» железнодорожную ветку к районному центру от станции Каменка до станции Кириловка (20 км от Ахтырки). А Сумское земство добилось перенесения маршрута на несколько десятков километров к городу. За это сумские предприниматели внесли в строительство немалые деньги. Они шли в основном на выкуп полевых земель, через которые прокладывали железную дорогу. К примеру, сумской сахарозаводчик Иван Харитоненко вложил 500000 рублей, благодаря чему железная дорога прошла как раз возле его Павловского рафинадного завода, обеспечив предпринимателю комфортные условия для ведения дела.

Валентина Орлова, газета "Данкор". Материалы предоставил сумской историк Дмитрий Кудинов.
Фото
view counter

view counter
view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.