Как известно, в конце концов - после дополнительных переговоров в узком кругу - документ подписали. Похоже, европейским лидерам пришлось еще раз объяснить Путину, что виновным в срыве считать лично его.
Итак, сейчас все стороны, включая украинский, публично утверждают, что довольны договоренностями. Ведь те включают полное прекращение огня, отвод тяжелого вооружения (за 16 дней), обмен заложниками (за три недели), восстановление украинской контроля за границей с Россией.
Мы же попробуем объяснить, где спрятаны самые большие проблемы "нового минского документа".
Но сначала стоит отметить, что подписанные 12 февраля бумаги не заменяют сентябрьскую Минске соглашение. Старые договоренности - до сих пор действующие.
То, что украинская сторона отстояла этот факт - есть безусловной победой. Ведь многочисленные источники "Европейской правды" еще с января утверждали, что российская сторона (в том числе - ее сателлиты с "ДНР" и "ЛНР") настаивала на замене сентябрьского документа новым.
А это полностью разрушало международную линию защиты Киева, ведь все существующие решения европейских органов, стран ЕС и США - которые требовали от РФ выполнить минские обязательства - автоматически стали бы недействительными.
Но, к сожалению, немало других ключевых пунктов не является победой Киева. Скорее, здесь можно говорить о проблемных или даже проигрышные для Киева решения. Среди них - зафиксирована или потенциальная потеря территорий, подконтрольных центральной власти; гарантии неприкосновенности для террористов; а также официальное их признание в качестве легитимной власти на подконтрольной боевикам территории Донбасса.
К сожалению, в некоторых из этих моментов Киев не получил желаемой поддержки европейских переговорщиков.
"Безотлагательно, но только за три дня"
Тем не менее, эта победа далась путем непростых уступок Киева. Сюрпризы содержатся уже в первом пункте документа под названием "Комплекс мероприятий по выполнению Минских соглашений".
Стороны (Украина, Россия, "ДНР" и "ЛНР") договорились о "немедленном и полном прекращении огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (Время киевское) 15 февраля 2015 ".
Странная комбинация слов - "немедленно" и "с 15 февраля", не так ли?
Источники "Европейской правды" свидетельствуют, что с начала в проекте была другая дата - перемирие должно было начаться в полночь 14 февраля. Но Россия и ее сателлиты настояли, чтобы отодвинуть эту дату - мол, переговоры, которые начинались 11 февраля, также перешли на следующий день.
Казалось бы, для чего оттягивать перемирие, если о нем договорились? Но пророссийским террористам крайне необходимы дополнительные два с половиной дня.
Причина здесь простая, и название ее - Дебальцево.
Владимир Путин, кстати, во время итоговой пресс-конференции отдельно остановился на вопросе Дебальцевского котла, заверив, что он знает ситуацию лучше, чем украинская власть.
"Там (представители сепаратистов) окружили значительное группировки украинской армии, от 6 до 8000 человек, и они исходят из того, что эта группировка сложит оружие. В руководстве Украины считают, что окружение нет. Но у меня изначально были сомнения в этом" , - сообщил Путин, выразив уверенность в том, что Украинская теперь придется пробиваться из окружения.
"Мы ожидаем, что теперь атаки усилятся. Россияне сделают все, чтобы за два с половиной дня взять Дебальцево в окружение", - поделился один из собеседников.
Уже через несколько часов после завершения встречи в Минске заявление пресс-центра АТО подтвердила эти предположения .
Путь к потере Дебальцево?
Дебальцево действительно очень нужно сепаратистам. Чтобы понять это, достаточно посмотреть транспортные карты региона (по ссылкам в следующем абзаце).
Это - ключевой транспортный узел Донбасса. Через Дебальцево проходят ВСЕ электрифицированные ветви железной дороги, соединяющие Донецк и Луганск . Главный автодорожный коридор между этими областными центрами - трасса М04 - также идет через Дебальцево .
В реальных условиях, когда РФ системно осуществляет военное снабжение в Донецк и Луганск, для нее крайне необходимо иметь под контролем быстрый транспортный коридор между ними.
К тому же, Дебальцево необходимо боевикам для торговли углем из шахт, которые сейчас находятся на подконтрольной боевикам территории. Сейчас уголь с "ДНР" и "ЛНР" вывозится грузовиками. Если же боевики получат контроль над железнодорожным узлом, они будут дополнительный рычаг, чтобы диктовать свои условия поставки угля из шахт, подконтрольных, например, ДТЭК Рината Ахметова.
И если сейчас сепаратисты не будут иметь успеха за эти три дня, они имеют неплохой шанс отбить Дебальцево чуть позже. Об этом говорится в п.1 соглашения от 12 февраля.
По нему Украина обязуется отвести тяжелое вооружение на расстояние 50 км и более от нынешней линии соприкосновения. А это значит, что в длинном "ответвлении", подконтрольном Киеву, вообще не останется тяжелой артиллерии. То есть территория, которая ведет к Дебальцево, становится легкой добычей.
А то, что боевики в любой момент будут готовы нарушить новые минские договоренности очевидно, пожалуй, для всех.
А найти повод для того, что чтобы обвинить Киев в нарушении соглашения (и нарушить ее "в ответ") для российской пропагандистской машины будет несложно.
"Террористам - волю"
Как часто мы слышали от президента Порошенко заявления о том, что помилование, то амнистия, не будут касаться тех террористов, которые совершали тяжкие преступления (убийства, пытки, похищения людей)? И не сосчитать, сколько раз об этом говорили.
Следующая такая заявление позволит "ДНР" обвинить Киев в нарушении соглашения.
Ведь п. 5 договоренности от 12 февраля не предусматривает никаких исключений при амнистии. По этому соглашению, "запрещается преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины".
Без каких-либо дополнительных условий.
Серые зоны
Многие обратили внимание, что в договоренностях от 12 февраля указанные две разделительные линии. Первая - это так называемая "линия 19 сентября", то есть та, которая зафиксирована в первой версии договоренностей трехсторонней контактной группы.От нее отсчитывается отвода техники боевиков.
Вторая - "фактическая линия столкновений", от которой имеет отвести тяжелое вооружение украинская армия.
Но - и это важно понимать - норма об отводе касается только тяжелой артиллерии.Отводить пехоту никто не обязуется. То есть фактически боевики сохранят контроль над той территорией, которую они захватили.
"По договоренности оперативный контроль над этой зоной пока остается у них", - признался один из собеседников издания, в известность о деталях договоренностей в Минске. И пункт о перемирии запрещает Киеву вернуть ее под свой контроль.
В то же время, по принятой соглашением, этих территориях не приобщаются к "ДНР" и "ЛНР". Это - классическая "серая зона", статус которого до сих пор не определен.
Дело в том, что п.4 нового соглашения обязывает Киев принять закон об особом статусетолько по территории, ограниченной линией от 19 сентября. Каким должен быть статус других территорий, захваченных боевиками, но формально не включенным в "особого режима" - спрогнозировать трудно.
Что за границей?
Пункт о становлении контроля над границей в течение переговоров прошлой ночью оставался одним из самых сложных. По данным источников, российская сторона настаивала, что - по крайней мере в течение определенного времени и на определенных участках границы - контроль за ним должен оставаться у сепаратистов.
Украина, конечно же, настаивала на полном контроле за Киева по межгосударственным рубежом.
Ведь неконтролируемый границу - главная причина непрерывного снабжения в Донбасс русского оружия, военных и наемников.
К сожалению, итоговая договоренность больше похожа на российское предложение.
Восстановление полного контроля Киева над украинской-российской границей возможно лишь на конец 2015 года (если достигнутые договоренности будут выполняться круглый год, что само по себе сомнительно) и только при ряде содержательных условий.
Для этого Киев должен обеспечить:
- Принятие закона об особом статусе отдельных территорий
- Проведение местных выборов на территориях "ДНР" и "ЛНР" в соответствии с таким законом
- Проведение конституционной реформы, в рамках которой будет конституционно закреплен особый статус "народных республик". Причем новую конституцию нужно не только принять - она также должна вступить в силу до конца года.
Признаем честно, график - более плотный. А его несоблюдение будет дополнительным основанием для того, чтобы сепаратисты объявили о нарушении соглашения Украины.
"Уважаемые сепаратисты"
Одним из условий восстановления контроля за границей является проведение местных выборов на подконтрольной боевикам территории Донбасса.
И это - не мелочь.
К сожалению, в этом вопросе позицию пророссийских сил поддержали наши европейские партнеры. Украинская правда уже отмечала, что ключевым элементом предложений Меркель и Олланда , с которыми они на прошлой неделе посетили Киев и Москву, было проведение выборов в Донецкой и Луганской.
"В результате вы будете власть - тех, кто может говорить от имени региона ... Мы дальше сможем вести прямые переговоры и, возможно, дальше не иметь потребности в работе трехсторонней контактной группы", - объясняла эту потребность Меркель.
Источники во французском дипкорпусе подтверждают эти данные. Собеседник Украинской правды, французский чиновник, недавно в частном разговоре активно убеждал журналистов в необходимости такого шага, откровенно не понимая беспокойство, которое выражали его собеседники.
Так что есть смысл подробно выяснить, что гарантирует новая минская соглашение "политическим лидерам" "республик"?
1) После проведения местных выборов на особых территориях Киев обязан будет признать легитимность Захарченко / Плотницкого и других. При том, что честность проведения таких выборов и корректность подсчета голосов будет находиться вне компетенции центральной власти.
О том, что многие из них де-факто и де-юре являются террористами, Украина обязалась просто забыть.
Конечно же, в минской соглашении записано, что выборы должны быть честными и должны проходить по стандартам ОБСЕ. Но давайте посмотрим правде в глаза. Возможно обеспечить конкурентную избирательную кампанию и реальную политическую конкуренцию в милитаризированных ДНР и ЛНР?
2) На "отряды ДНР" и "отряды ЛНР" по итогам выборов ждет легализация, которую Киев, опять же, должен признать.
Конечно, в соглашении это прописано иначе, но суть остается та же: "Создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Подчеркнем: участие центральной власти в этом процессе или контроль с ее стороны не предусмотрен.
3) Пусть какими будут результаты выборов и действия "новой власти Донбасса", Киев не имеет влияния на их деятельность. На Донбассе прямо запрещены досрочные выборы по решению центральной власти - которые возможны в всех регионах страны.
"Полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены", - говорится в новой минской соглашении.
4) Все эти прихоти Донбасса придется финансировать Киеву. Украина обязуется найти путь финансирования соцвыплат.
Конечно, соглашением предусмотрено взаимное финансирование - "полное восстановление социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и другие выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, восстановление налогообложения в рамках правового поля Украины)".
Но есть подозрение, что по крайней мере на начальный период налоговых поступлений от разрушенной экономики Донбасса, которая к тому же находится вне оперативным налоговым контролем центральной власти - будет очень немного.
Итог Новая Минска соглашение отнюдь не победой Киева. К сожалению, уступить пришлось многим, и значительная часть вины - за франко-немецким тандемом. И эти достигнутые договоренности - не факт, что будут выполняться.
Пожалуй, лучше итоги "нового Минске" охарактеризовала президент Литвы Даля Грибаускайте .
"Решение абсолютно слабое", - подчеркнула она. "Основная часть решения (конфликта. -Ред.) - Это контроль над границами. Ее не было согласовано и не был решен", - отметила Грибаускайте.
В то же время, эти договоренности не является поражением Украины. Оперативный контроль за Донбассом пока все равно потеряно. Активные боевые действия ежедневно уносят жизни наших воинов и обескровливают экономику Украины.
Поэтому это, скорее, лишь шанс, только попытка ухватиться за соломинку. Будет ли она успешной и как быстро соглашение будет нарушено - узнаем со временем.
Источник: "Европейская правда"