3 причины, по которым Порошенко не вводит военное положение

Эксперты уверены, военное положение не только не изменит ситуацию к лучшему, но и может привести к ограничению свобод, снижению финансовых поступлений и усилению агрессии со стороны России

29 декабря. Итоговая пресс-конференция Петра Порошенко. Президента спрашивают, введут в Украине военное положение. Тот отвечает, что сейчас в зоне АТО действует перемирие. Он издаст указ о введении военного положения, только если на востоке "состоятся наступательные операции". "Никто не будет колебаться ни минуты", - подчеркивает президент.

Не прошло и месяца, как боевики самопровозглашенных "республик" объявили наступление на позиции украинских силовиков. "Киборги" покинули здание аэропорта Донецка. Боевые действия продолжаются почти по всей линии разграничения, а субботний обстрел Мариуполя, как утверждают наблюдатели ОБСЕ, с подконтрольной сепаратистам территории унес жизни тридцати человек.

Секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что российский Совбез под председательством Владимира Путина решил "наступать по всем направлениям на востоке Украины".

В воскресенье на экстренное заседание под руководством Петра Порошенко собрался украинский Совет нацбезопасности и обороны. Однако среди решений СНБО введения военного положения ни на всей территории государства, ни в областях, где продолжаются боевые действия, не значится.

Вот несколько причин, которые могут сдерживать президента от этого шага.

Ничего не изменится

Прежде всего, введение военного положения вряд ли сильно повлияет на то, что реально происходит на востоке Украины.Многие подпадают под чисто эмоциональное воздействие: мол, надо назвать события на Востоке войной, а не АТО, и это решит все проблемы.

Владимир Фесенко, политолог: "Не все это знают, но закон о военном положении, написанный в мирное время, в минувшую политическую эпоху, по содержанию намного слабее закона про АТО. Он недостаточно эффективный".

Закон о правовом режиме военного положения парламент принял еще при президентстве Леониде Кучме - в 2000 году. С тех пор Украина, к счастью, не имела возможностей испытать его положения на практике.

Зато закон о борьбе с терроризмом, который описывает основные параметры антитеррористической операции, с весны прошлого года меняли трижды. Вследствие этого АТО приобрела многие черты военного положения.

"Совершенствование" режима АТО продолжается и сегодня: введение нового пропускного режима с неподконтрольными Киеву территориями и создание на Востоке военно-гражданских администраций добавляет антитеррористической операции дополнительных черт сходства с военным положением.

"Многие подпадает под чисто эмоциональное воздействие: мол, надо назвать события на Востоке войной, а не АТО, и это решит все проблемы. На самом деле переименование СНБО в Ставку Главнокомандующего - это только смена вывески. Техники от введения военного положения больше не станет, ничьи полномочия тоже принципиально не изменятся ", - говорит Владимир Фесенко.

Эксперты отмечают, что от введения военного положения в Украине не будет больше техники

Режим военного положения имеет и другую особенность, о которой сторонники его введения говорят меньше.

"Не забывайте, что военное положение - это еще и ограничение свободы слова, ограничения права собраний, ограничение средств коммуникации, отключение интернета, возможность конфисковывать любое имущество в пользу армии, возможность принудительного труда в пользу армии. Когда доходит до этого момента, то , как правило, сторонники военного положения резко замолкают ", - заявил в воскресенье в эфире канала" 1 + 1 "волонтер, советник президента Юрий Бирюков.

И действительно, закон предусматривает, что в условиях военного положения полностью запрещены забастовки, а военное командование получает полномочия по контролю над издательствами, телерадиоорганизациями и даже театрами и может запретить передачу информации через компьютерные сети.

Не дадут денег

Второй фактор, который может содержать украинскую власть от введения военного положения, - чисто финансовый.

"Странам в состоянии войны МВФ не дает денег. Об этом никто не думает, когда ставит сейчас вопрос о военном положении", - говорил Петр Порошенко парламентариям еще в июле прошлого года.

По такой логике, обсуждать военное положение сейчас, когда в Киеве продолжает работать миссия Международного валютного фонда, и во время, когда Украина является критически зависимой от траншей западных финансовых институтов, действительно нецелесообразно.

Однако директор Института мировой политики Алена Гетьманчук в своем блоге на "Украинской правде" пишет, что эта аргументация власти может быть не до конца искренней.

"Неизвестно о каких формальных запретах МВФ предоставлять кредиты стране, которая находится в состоянии войны (а военное положение не равна войне), и в своей деятельности Фонд должен руководствоваться исключительно экономическими основаниями", - пишет она, добавляя перечень из десятка стран, сотрудничавших с МВФ, несмотря на режим военной диктатуры или даже гражданскую войну, там шла.

Политолог Владимир Фесенко соглашается: формального запрета Фонда выделять деньги стране, воюющей, нет. Более того, считает он, США и некоторые европейские страны продолжат помогать Киеву, даже если он введет военное положение.

Однако источники господина Фесенко свидетельствуют, что в Давосе на встрече Петра Порошенко с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард последняя пожелала украинскому лидеру избегать радикальных формулировок.

"Чтобы в руководстве МВФ не возникало претензий, мы, мол, финансируем войну", - объясняет эксперт.

С кем воюем?

Третья причина не объявлять военное положение имеет символический характер.

Этот статус должен четко очертить противника, против которого сейчас ведут боевые действия.

Сейчас это - боевики, контролирующие часть Донецкой и Луганской областей. В случае введения военного положения возможных опций, как выглядит сейчас, две.

Во-первых, украинская власть может назвать своими противниками непризнанные Донецке и Луганске "народные республики" - и тем самым символически признать их.

"Военное положение - это ситуация, когда есть обратная сторона. И та сторона, с которой мы воюем, имеет соответствующие права. Ее могут поддерживать, в том числе и другие государства, она защищена международным правом", - еще в июле говорил об этом Петр Порошенко.

Второй вариант определения противника украинских войск - официально провозгласить им Россию, которая, по утверждению киевских властей, НАТО и ряда западных государств, ввела свои регулярные войска на восток Украины.

"Объявления Украины военного положения и связанная с этим активизация боевых действий на Востоке рассматриваться как то, что Украина формально является источником эскалации конфликта. Такой шаг вызовет повышенный риск провоцирования России на прямые военные действия против Украины", - говорит Владимир Фесенко.

Сейчас Россия отрицает участие своих военных в конфликте на Донбассе, а глава МИД РФ Сергей Лавров на прошлой неделе заявил, что пока никто не продемонстрировал убедительных доказательств российского вмешательства.

После того, как Украина фактически объявит войну России, последняя сможет истолковать ситуацию как "агрессию Киева" и нанести "превентивный удар" силами своей регулярной армии, чтобы ликвидировать эту угрозу собственной национальной безопасности, говорит Фесенко.

В этой ситуации стремление Киева не дать России повода для введения войск на территорию Украины понятно.

"Тема военного положения сейчас используется скорее публицистически, эмоционально. Другое дело - реальное политическое решение. В случае прямой российской агрессии и необходимости полной мобилизации - введение военного положения становится неизбежным. Пока же от введения военного положения власть удерживает ряд факторов", - заключает политолог. 

Источник: bbc.co.uk

view counter
view counter
Новости партнеров
Погода, Новости, загрузка...

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.