Нынешние прогнозы на ближайшее будущее украинской экономики звучат, к сожалению, неутешительно. В большинстве подобных прогнозов говорится лишь о постепенном ухудшении уровня жизни, дальнейшем росте цен на продукты, бытовые товары, энергоносители и услуги ЖКХ, о массовом банкротстве банков, росте социального недовольства и внешнего долга. Об этом пишут даже такие крупные издания как Forbes, как правило, не разводящие панику попусту. В Forbes же я, к слову, и прочел один из вариантов развития событий, который БЫЛ БЫ, ЕСЛИ БЫ не было майдана.
Нынешние прогнозы на ближайшее будущее украинской экономики звучат, к сожалению, неутешительно. В большинстве подобных прогнозов говорится лишь о постепенном ухудшении уровня жизни, дальнейшем росте цен на продукты, бытовые товары, энергоносители и услуги ЖКХ, о массовом банкротстве банков, росте социального недовольства и внешнего долга. Об этом пишут даже такие крупные издания как Forbes, как правило, не разводящие панику попусту. В Forbes же я, к слову, и прочел один из вариантов развития событий, который БЫЛ БЫ, ЕСЛИ БЫ не было майдана. Дело не в том, что майдан плохой, Янукович хороший и т.д., очевидно, что Янукович – так себе президент был. Но, знаете, не намного и хуже нынешней власти, как показывает практика. Так вот, о прогнозе. Он, конечно же, описывает состояние дел в возможном мире, так как мы не можем сказать, как было бы наверняка, но вот о чем говорит бывший глава Нацбанка Сергей Арбузов в своей статье, опубликованной в Forbes.
По его словам: «Прежде всего, правительство рассчитывало на рост поступлений от экспорта. Помочь в этом должен был закон о трансфертном ценообразовании, разработанный Миндоходов совместно с PriceWaterhouseCooper’s, рост экспорта за счет существенного снижения цены на газ для промышленных потребителей, увеличение кооперации с предприятиями России и стран СНГ, рост взаимной торговли. Более дешевый газ, рост доходов населения, улучшение бизнес-климата, зафиксированное в рейтинге Doing Business уже после нашего ухода, позволяли рассчитывать на прекращение в 2014 году стагнации, рост производства и ВВП». Ключевое слово здесь, конечно же, Россия – в сотрудничестве с ней очевидным образом можно упрекнуть. Но ведь не стоит забывать, что эти планы выстраивались до начала войны с Россией! Кроме того, кооперация с предприятиями РФ и СНГ, судя по всему, подразумевали лишь ограниченные, точечные виды сотрудничества, которые были бы выгодны в Украине. Речь не шла о введении российских войск (или российских законов) на территории Украины.
Кроме того, по его словам, правительство имело основания ожидать уменьшенной нагрузки на бюджет и ЗВР. Эти надежды основывались на сокращении выплаты внешних долгов (по кредиту МВФ и России) – значительная часть долга была погашена в 2013 году. О каком же уменьшении выплаты можно говорить сейчас? Правильно, ни о каком – сейчас Украина, в противоположность 2013 году, полностью зависит от кредитов МВФ (и только МВФ).
Основываясь на этих факторах, правительство ожидало профицита валюты на рынке и снятия напряжения в предвыборный год, облегчив задачи поддержания курсовой стабильности, ведь, как известно, в Украине курс отображает не экономическое, а скорее политическое положение. При желании взять оставшуюся сумму из 15 млрд. кредита РФ, правительство могло бы нарастит ЗВР до 33 млрд. долларов. Впрочем, сейчас этот вопрос закономерно не стоит. И, само собой, гармоничное экономическое развитие страны должно было основываться на гармонизации отношений как с ЕС, так и с РФ, а такие процессы, как переориентация в вопросе рынков сбыта, должны были быть поступательным движением, постепенным процессом перехода, а не резкой утратой старого рынка при не-приобретении нового. Впрочем, все эти прогнозы и возможные действия сейчас – лишь модальности: «Если бы А, то В». Но время, очевидно, упущено. Кроме того, у власть имущих нет, собственно, и желания что-либо делать. Из указанных шагов. Видимо, назло прошлой власти. Только так выходит, что назло народу получается.