Виктор Таран-Терен, нардеп (фракция БЮТ): «Из паскудного и очень паскудного варианта выбрали паскудный». (Про новый закон о выборах.)
Новый Закон о выборах поддержало 366 депутатов, то есть конституционное большинство, составленное и из «регионалов» с союзниками, и из оппозиции.
Для первых новый Закон — возможность получить контролируемый парламент и на следующий созыв, для остальных — возможность хоть как-то пробиться в Верховную Раду.
Главное новшество Закона — возвращение мажоритарной системы, по которой будет избираться половина депутатов. Последний раз «мажоритарка» была на выборах 2002 года, когда по спискам выборы выиграла «Наша Украина» во главе с Ющенко, а большинство в парламенте именно благодаря мажоритарщикам составило прокучмовское «За ЕдУ», набравшее по спискам вдвое меньше. Учитывая сильно упавший рейтинг Партии регионов, вертикаль, видимо, рассчитывает добрать необходимые большинству голоса среди мажоритарщиков. Как показывает опыт, рычаги влияния у власти для этого есть.
Впрочем, оппозиция рассчитывает, что в ряде областей сможет претендовать и на победу в «мажоритарке». Кроме того, мажоритарные округа — отличная возможность вернуться в политику «тяжеловесам», оказавшимся за бортом крупных партий. Это могут быть и кто-то из нынешних олигархов, и кто-то из бывших президентов. (Ходят упорные слухи, что Виктору Ющенко обещано содействие в избрании по Роменскому округу на Сумщине.) Интересно, что Закон разрешает одновременное выдвижение и по списку, и в округе, что дает возможность подстраховаться тем, кому по карману и место в списке, и предвыборная кампания в округе.
Вторым существенным нововведением стало увеличение проходного барьера до 5%. Кажется, это именно та коврижка, на которую купилась оппозиция, поддержавшая Закон. Повышение проходного барьера ставит под сомнение попадание в парламент ряда оппозиционных сил, таких, как «Свобода» или партия Кличко «Удар». Вполне возможно, что их избиратели предпочтут голосовать за «Батьківщину» или «Фронт змін», шансы которых на преодоление барьера кажутся пока стопроцентными.
Повышенный барьер — серьезный вызов коммунистам, у которых есть все шансы впервые лишиться фракции в парламенте, а вот «Сильной Украине» и Блоку Литвина, присоединившимся к ПР, барьер не важен.
По Закону избирательные бюллетени парламентских выборов будут храниться пять лет. Это должно напугать фальсификаторов — ведь в случае смены власти они могут быть наказаны за нарушения.
Оппозиция объяснила свое совместное голосование с Партией регионов тем, что существовала угроза принятия Закона в варианте «регионала» Александра Ефремова, остро раскритикованный за широкие возможности для фальсификаций. Оппозиция говорит, что голосовала за плохой Закон, чтобы не прошел еще худший. Среди принятых изменений, например, ограничение голосования на дому. Для этого теперь снова нужна медицинская справка, а не заявление избирателя, как было раньше. Убран пункт о снятии с выборов за два нарушения избирательного законодательства, который позволял не допускать неугодных кандидатов до самого дня голосования. Также предусмотрено, что в избирательных комиссиях обязательно будут представители парламентских фракций. Это оставляет оппозиции надежды иметь в каждой комиссии минимум два человека.
Еще одним важным изменением стало исключение технологии отмены выборов, когда могли аннулироваться результаты голосования на тех участках, где «нужный» кандидат проиграл.
Мы расспросили сумских политиков, как они оценивают принятый Закон.
Николай Клочко, глава облорганизации «Фронту змін»:
— Главный минус принятого Закона в том, что власти удалось оставить закрытые списки, позволяющие властям провести в парламент людей, которые никогда бы не получили мандаты при открытых списках. Что касается плюсов Закона, то это минимизация возможностей для фальсификаций. Предусмотрены голограммы на бюллетенях, в комиссиях будет представлена оппозиция. Что касается увеличения проходного барьера, то он приведет к укрупнению политического поля страны. Ну и нужно понимать: если бы не был принят этот Закон, то мог быть принят гораздо худший.
Олег Медуница, директор Бюро анализа политики:
— Вопрос не в Законе, а в самой системе выборов, которая была изменена под давлением власти. С мажоритарной системой мы возвращаемся в прошлое. Кандидаты-мажоритарщики будут покупать округа и голоса, а потом идти в провластное большинство. Из позитива отмечу то, что теперь оппозиционного кандидата почти невозможно снять с выборов. Но опять же, все позитивы перечеркиваются возвращением «мажоритарки». Я считаю: нужно было дорабатывать (например, с помощью открытых списков) действовавшую пропорциональную систему.
Геннадий Минаев, мэр Сум:
— Данный Закон не читал и не анализировал, поэтому ничего определенного сказать не могу. Прошу прощения. Да и особо оный документ меня не касается... Хотя... Надо бы прочесть детально. Вроде бы допускается самовыдвижение по «мажоритарке» – сие есть зер гут :) 5% – проходной барьер. Хм... Предполагаю, что у Арсения Петровича будут проблемы. О других партиях я вообще не говорю.
Повторные выборы городского головы в Бурыни Сумской области назначили на 26 сентября....
Центральна виборча комісія замінила 14 серпня склад територіальних виборчих комісій Сумщини. Загалом відбулось 38 замін. Найбільше їх було серед...
Громадянська мережа ОПОРА дослідила партійний та гендерний склад територіальних виборчих комісій Сумської області. На Сумщині формовано 21 ТВК, до складу...
25 червня Центральна виборча комісія завершила реєстрацію кандидатів у народні депутати на позачергових виборах, що відбудуться 21 липня....
Президент Украины Петр Порошенко улучшил свои показатели в Сумах на четверть, в Владимир Зеленский – более, чем в два раза....