Несмотря на пережитую избирательную кампанию, украинское избирательное законодательство до сих пор полно противоречий и недоработок. По словам управделами Сумского исполкома Виктора Волонтырца, возглавлявшего на прошлых выборах теризбирком, осталась проблема с составлением списков избирателей. Обещанный единый электронный реестр так и не создан, а у местных властей нет людей, которые специально занимались бы составлением списков. В результате дело будет снова возложено на частные ЖЭКи, рычаги влияния на которые весьма слабые. В результате и на грядущих выборах многие сумчане столкнутся с ошибочным написанием своих фамилий в списках избирателей.
Еще одной проблемой является формирование избирательных комиссий.
Заниматься этим будут местные власти, что дает возможность для злоупотреблений. Решить проблему могло бы определение руководства комиссий с помощью жребия, что сделало бы права всех участников выборов равными.
Наконец, есть и такая сложность, как отсутствие помещений для размещения избирательных участков. После того как их запретили организовывать в детских садах, перед властями стала проблема отсутствия необходимых помещений. По словам В.Волонтырца, возможно придется пойти на организацию участков в ресторанах или других частных заведениях, арендуя их у владельцев.
По мнению Геннадия Минаева, координатора общественной инициативы «Ночной дозор», одна из основных проблем выборов 2006 года в том, что одновременно будут проходить и парламентские и местные выборы. То есть избиратель получит сразу 4-5 бюллетеней, в которых разобраться не просто. Что уж говорить о комиссиях, которым придется вести не один, а сразу несколько подсчетов. Если на президентских выборах результаты вывешивались ближе к полуночи дня голосования, то не исключено, что в марте 2006 года результаты будут готовы лишь к вечеру следующего дня.
Проблемой ь2, по мнению Г.Минаева, является то, что выборы будут проходить сразу по двум законам: по выборам депутатов Верховной Рады и по выборам городских голов и депутатов местных советов. Эти законы содержат ряд противоречий, которые можно истолковывать по-разному.
По словам В.Волонтырца, одним из главных рисков грядущих выборов является искушение новых провластных партий действовать так же, как их предшественники, то есть использовать админресурс, как это практиковалось во время президентской кампании. Конечно, вряд ли повторятся оголтелые методы (вроде насильственного сбора открепительных талонов или массовой приписки работников в районах), однако агитация при исполнении служебных обязанностей или указания подчиненным не исключены. Впрочем, по мнению Г.Минаева, действия админресурса на следующих выборах будет носить юридический характер и заключаться в продавливании необходимых судебных решений. Например, снятие с регистрации.
— Предстоящие выборы будут войной юристов, — считает Г.Минаев и добавляет: — Все понимают, что будет страшно, но неизвестно насколько.
Стоит добавить, что выборы следующего года впервые пройдут на пропорциональной основе. То есть, выбирая депутата горсовета или парламента, избиратель будет голосовать не за конкретного человека, а за партию или блок. Те предварительно составят избирательный список. В зависимости от набранных процентов партия или блок получит возможность провести в горсовет или парламент определенное количество своих представителей. Персональными остаются только выборы мэров городов: здесь будут по-прежнему голосовать за конкретного кандидата.
В марте 2006 года на избирательном участке каждый сумчанин получит сразу четыре бюллетеня: в парламент, в горсовет, в облсовет и по выборам мэра.
Скорее всего, каждый бюллетень будет содержать несколько десятков позиций.
Презентация общественного пресс-центра «Сумской выбор-2006» состоялась 15 июля в Сумах. Пресс-центр является совместным проектом Сумского пресс-клуба и городского отделения Комитета избирателей Украины. Новая структура собирается действовать исключительно в интересах избирателей и будет стремиться в первую очередь к самому полному информированию общественности об избирательном процессе. Ради этого планируется предоставлять право высказаться в СМИ всем ключевым участникам избирательного процесса: избирательным комиссиям, штабам партий, независимым экспертам и наблюдателям, общественным организациям. В последние два месяца перед выборами планируется установка «горячей линии» для отслеживания нарушений избирательного законодательства.