Вот если взять распределение земли или коммунальной недвижимости, назначение руководителей коммунальных предприятий, то власть в Сумах, конечно же, есть и мимо этой власти никуда не пройдешь. Но как только дело касается защиты интересов горожан, власть начинает стремительно исчезать и растворяться. Например, городская власть практически полностью исчезает в процессе общения с сумскими перевозчиками, требующими повышения стоимости проезда. Вроде власть еще есть, а потом раз — и ее нет: горожанам предлагается самостоятельно вступать в споры с водителями маршруток относительно того, должен проезд в них стоить 2 или 3 гривни. То есть исполком принял решение, что платить нужно 2 грн., а водители требуют 3. Раз — и городских властей в Сумах вроде бы как нет, наступает Дикий Запад.
Ну, то есть понятно: трудно быть властью, когда ты одновременно и бизнесмен. Получается какая-то шизофрения, когда, с одной стороны, тебя выбрали горожане и ты вроде должен отстаивать их интересы, а с другой — по городу ездят твои маршрутки и хочется, чтобы они привозили побольше. Хоть разорвись! В результате создается видимость борьбы за две гривни (при том, что с горожан взимают уже по три). А дальше можно развести руками, пожурить жадных перевозчиков, даже, может, погрозить им судом. Обязательно Божьим — в обычный суд городские власти Сум подавать не спешат, во всяком случае, когда дело касается пассажирских перевозок.
Можно еще расплакаться. Вот прямо на аппаратном совещании пустить слезу и сказать, как переживаешь за бедных горожан, которым приходится платить больше в условиях, когда им больше не платят. Высказать соболезнование и пообещать принять все меры, но тут же признаться, что власти бессильны. Даже десяток новых, уже вроде бы купленных, троллейбусов, оказывается, завис где-то в будущем, так что альтернативы маршруточникам нет. Нужно просто расслабиться и попробовать получить удовольствие от того, что за проезд взимают 3 грн., а не, скажем, 4. И вообще, знаете сколько стоит проезд в Европе? То-то же!
При этом во власти найдутся товарищи, которые напомнят: цены на проезд не поднимались уже много лет, все подорожало. И вообще, когда вы ходите в магазин, то просто покупаете по тем ценам, какие есть.
Оно-то так, но дело в том, что между магазинами и маршрутками есть большая разница, заключающаяся в том, что магазины существуют полностью в конкурентной среде, а маршрутки являются монополистами.
Вот представьте: если бы в Сумах мэрия проводила конкурс на торговлю в районах города. Например, отдавала бы одному предпринимателю всю торговлю на Курской, другому — на Химгородке, третьему — на Харьковской и так далее. При этом никому другому открывать магазины в этих районах было бы нельзя. Представляете, какие цены были бы в этих магазинах? А ведь с маршрутками происходит то же самое! Городские власти назначают монополистов, обеспечивая им отсутствие конкуренции. Если магазин в районе может открыть каждый, то выехать на маршрут не может никто, кроме того, кто его выиграл.
Добившись от властей обеспечения своей монополии, перевозчики вдруг вспоминают про свободу бизнеса, когда дело касается установления стоимости проезда. То есть власть нужна, чтобы убрать конкурентов, а после этого власть должна исчезнуть и не мешать перевозчикам самостоятельно устанавливать норму своей прибыли.
Тут как в том анекдоте: нужно либо крестик снять, либо трусы. Если вы хотите быть монополистами — будьте, но тогда не скулите о регулировании со стороны властей. Хотите свободы — пожалуйста! Мало вам двух гривен — уходите с рынка! Ездить в районах или вовсе продавать автобусы никто вас не неволит. Однако перевозчики хотят и рыбку съесть, и все прочее, тем более что городские власти этому совсем не препятствуют.