В этом году торжественные церемонии в городском РАГСе стали еще торжественнее — благодаря ансамблю духовых инструментов из пяти музыкантов, исполняющему любимые сумчанами мелодии по их просьбе и за их деньги.
Выяснилось, что ансамбль под названием «Brass Band» создан руководителем оркестра духовых инструментов Сумского лицея-интерната «Кадетский корпус», заслуженным артистом Украины Валентином Коротуном.
— Ансамбль возник, можно сказать, спонтанно, — рассказывает Валентин Дмитриевич. — Я — исполнитель на тромбоне, но, когда закончил Московский институт военных дирижеров и стал дирижером, необходимость самому исполнять музыку отпала. И вот через пятьдесят лет я решил восстановить себя как исполнителя. Предложил ребятам из оркестра лицея поиграть «для себя», подо-брал репертуар. Сначала это было просто приятное времяпрепровождение. Затем предложил руководству лицея включить наши номера в концертные программы лицея. Но интереса мое предложение не вызвало. Тогда я обратился в городской РАГС с предложением играть на торжествах. Там мое предложение тоже не было принято. Мы попробовали поиграть на свой страх и риск прямо на улице. Оказалось, что людям это интересно: к нам подходили и заказывали музыку. Таким образом мы играем с мая этого года.
В основном сумчане заказывают вальс Мендельсона, вальс Доги (из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»), а также произведения песенного характера — «Обручальное кольцо», «Дружба» («Давай пожмем друг другу руки…») и другие широко известные произведения, если они есть в репертуаре ан-самбля.
Сыграть неотрепетированное произведение с ходу духовики не могут — это специфика духовых инструментов, для которых надо заранее раскладывать их партии.
Собственно говоря, сумские духовики не изобрели ничего нового — духовые оркестры играют на различных мероприятиях во многих городах Украины. У них есть свои сайты с контактной информацией, через которые можно заказать и небольшой ансамбль из пяти музыкантов, и полноценный оркестр духовых инструментов из двадцати исполнителей.
«Brass Band» — не единственный ансамбль духовых инструментов в Сумах, есть и другие коллективы духовиков. Например, оркестр Сумского полка. Кстати, этот оркестр обслуживает похороны ветеранов войны. Свои музыканты были в свое время и у комбината благо-устройства, но в последние годы их стало невыгодно содержать — на похоронах священники выиграли конкуренцию у духовиков. Впрочем, если у кого-нибудь есть желание проводить умершего в последний путь с музыкой, то музыкантов можно найти, но договариваться придется уже неофициально.
Сегодня многие кафе, бары и рестораны стремятся привлечь посетителей «живой» музыкой, приглашая выступить у себя местных и иногородних исполнителей. Впрочем, традиция эта давняя, но в последнее время, по мере того как в Сумах открываются новые досуговые заведения, она получила заметное развитие.
Максим Ковалев, солист ансамбля «Кристалл», работавший при одноименном ресторане, сегодня выступает в составе дуэта «Кристалл».
— Содержать большой ансамбль, особенно в Сумах, невыгодно, — рассказывает Максим. — Обычно исполнители у нас работают либо соло, либо вдвоем, максимум — втроем.
Причины понятны: семи музыкантам местный заказчик не готов платить в семь раз больше, чем одному, поэтому чем больше в ансамбле людей, тем меньше доход каждого.
«Кристалл» исполняет, во-первых, тот репертуар, который нравится самим исполнителям, во-вторых — то, что любо-дорого платежеспособной сумской публике: «золотые» хиты советской эстрады 70-80-х гг., классику западной эстрады. Заказывают услуги дуэта и частные лица, и организации. Выходят на музыкантов, как правило, через знакомых. Гонорары носят в основном договорной характер, получают их музыканты «в конвертах» и суммы не разглашают.
Но эти деньги не настолько велики, чтобы быть основной статьей доходов сумских музыкантов. Все они, как правило, имеют основную, официальную, работу. Максим, например, преподает классическую гитару в музыкальном училище. Духовики из «Brass Band» — штатные музыканты лицейского оркестра. Другие музыканты считают хорошим вариантом трудоустройства «государеву службу» — как, например, руководитель эстрадного ансамбля Сумского областного УВД Евгений Кондаков. Имея твердую, пусть и небольшую, зарплату, музыкант может позволить себе и творческую самореализацию — как, например, джазисты из «Funky Hohols Band», также играющие в ансамбле УВД.
Увы, как раз такой стабильности сумским музыкантам и не хватает. Продюсер Евгения Быстрицкая с сожалением отмечает: Сумы чуть ли не единственный город в Украине, где нет городского Дома культуры, который объединил бы под своей крышей лучших местных музыкантов и дал бы им возможность профессионально расти.
Одни сумские музыканты находят заказы через знакомых, другие стремятся попасть в поле зрения продюсера и работать с заказчиком через специализированную компанию, занимающуюся организацией «праздников под ключ». Евгения Быстрицкая, представляющая компанию «Світ шоу», раскрывает суть этого понятия:
— «Праздник под ключ» — это менеджмент всего мероприятия: выбор площадки, звук, сцена, мультимедиа, режиссура, постановка, если надо — кейтеринг (услуги поваров и официантов. — Ред.), хостес (услуги по приему гостей. — Ред.), услуги операторов и фотографов.
Само собой, у компании есть определенный круг «своих» музыкантов, выступления которых предлагаются заказчику.
— Это может быть струнный квартет, эстрадный оркестр, отдельно саксофонист или пианист-импровизатор, — говорит Евгения. — Некоторые заказчики из года в год просят одних и тех же исполнителей. У нас есть девушки-фармацевты, для которых обязательно присутствие в программе саксофониста Людвига Шимановского. Есть лесники, которые требуют дуэт «Viva».
Поскольку артисты не состоят в штате какой-либо конкретной компании, то их услуги предлагают сразу несколько компаний: одних и тех же исполнителей вы можете заказать в разных местах.
Конкуренция в данном случае основана не на личностях артистов, а на качестве организации всего мероприятия в целом. Впрочем, как констатирует Е.Быстрицкая, у нас в сфере шоу-услуг еще «не рынок, а привоз», где методами конкуренции часто являются обливание конкурентов грязью и демпинг. Естественно, уважающему себя продюсеру в таких условиях приходится заботиться о качестве своих услуг. Поэтому и требования к артистам повышенные. «Если мы делаем мероприятие, все должно быть идеально — хорошая фонограмма, хорошо распетый артист, хорошо выглаженный костюм», — продолжает Е.Быстрицкая. Здесь уже вступают в силу жесткие правила шоу-бизнеса: артисту приходится забывать о высокой температуре, головной боли и работать.
Какую же музыку заказывает в Сумах платежеспособная публика? «Задача продюсера — воспитывать публику, чтобы она воспринимала качественную музыку, — считает Е. Быстрицкая. — Конечно, не обходится без того, чтобы исполнить на корпоративе известные хиты или любимую песню генерального директора — это вообще святое дело! Но мы все-таки стараемся предлагать качественную музыку. Если у нас 4-5 лет назад ни одна дискотека не обходилась без Верки Сердючки, то теперь говорят: «Этого не надо!» Вообще же, сумской публике нравится музыка 80-90-х, а также наблюдается буржуазная тяга к классике — как в канделябрах и галстуках-бабочках, так и в музыке.
Гитарист и певец Александр Крикуненко профессионально занимается музыкой с 1977 г. «В 17 лет я уже работал в ресторане, — вспоминает он. — И пошло-поехало».
— Раньше профессиональные артисты работали в филармониях, имели там ставки, — вспоминает он. — Я работал в Сумской, Черновецкой, Хмельницкой и других филармониях. Сейчас же все переместилось с филармонической сцены на корпоративы, свадьбы и дни рождения. В каком-то смысле это хорошо, потому что это «копейка»».
В 70-80 гг. «живая» музыка была более востребована, поскольку записи еще не успели вытеснить ее, да и зарплаты позволяли приглашать музыкантов на свадьбы. Сами музыканты тоже меньше думали о музыке на свадьбах и других мероприятиях как о бизнесе — скорее, это была подработка. Поэтому музыкальных коллективов в Сумах было много, причем с собственным лицом.
К нам порой подходили, предлагали деньги, просили сыграть «Цыганочку», а мы: «Нет! Мы будем играть свою программу!» Юность у нас была бурная и счастливая, мы не думали о том, как прожить завтра. Закончив училище или консерваторию, ты знал, что будешь с работой.
На сегодняшний день Александр уже почти двадцать лет работает в дуэте «Марафон». Название это легендарное, потому что досталось дуэту от ансамбля «Марафон», выступавшего в сумском варьете, а также со звездами — Пресняковым, Серовым, Лолитой и др. Сумское варьете было при комплексе «Театральный». Музыканты исполняли только «живую» музыку. В составе ансамбля были известные сумские музыканты Владимир Прихожай, Александр Грицина и др. В «красном» зале на третьем этаже, где выступали музыканты, были аншлаги.
Но уровнем местного варьете возможности сумских музыкантов не исчерпывались. На рубеже 80-90 гг. Александр Крикуненко работал в шоу Владимира Преснякова. А вот после развала СССР пришлось вернуться в Сумы.
«Марафон» существует с 1992 г. как дуэт, выступает на различных мероприятиях. «Мы играем «любэ», т.е. разную музыку, поем по-английски, по-немецки, по-испански в разных жанрах — начиная от фольклора и заканчивая рок-н-роллом».
Константин Серпенинов, гитарист, солист Сумской областной филармонии:
— Вообще, редко кто из хороших профессиональных классических музыкантов занимается халтурами. Потому что они сильно убивают искусство. Как только начинаются халявные деньги вообще ни за что (прийти и полабать с ходу в удовольствие), так сразу и заканчиваются нормальные занятия классикой. Как только музыка становится предметом для наживы — это уже не искусство. Поэтому хорошие музыканты предпочитают держаться в стороне от халтур и зарабатывать чем-то другим, например преподаванием, или фотографией, или еще чем-либо (у кого что получается). Мой друг из Симферополя, например, занимается программированием. Я просто люблю рок-музыку, импровизацию и воспринимаю это как хобби... И хорошо, если за это иногда платят.В Сумах музыканту нормально заработать очень трудно, потому что город маленький и все давно схвачено. Но если очень захотеть — то можно, только надо ходить по школам и набирать частников или учить кабацкий репертуар и ходить по всем заведениям и предлагать себя. Только это еще и уметь надо. Далеко не все умеют хорошо играть и хорошо себя подать народу. Но это касается гитары — она сейчас популярнейший инструмент. А если ты, к примеру, тромбонист или виолончелист, тогда все гораздо сложнее! Нужно очень круто играть, чтобы попасть в нормальный оркестр.
Первый фестиваль (тогда он назывался «Сурми Конституції») состоялся в 2000 году по инициативе уроженца Сумщины, главного военного дирижера Генштаба Вооруженных сил Украины, Народного артиста Украины, генерал-майора Владимира Деркача. В первый год участниками фестиваля были 6 духовых оркестров Вооруженных сил Украины.
На II фестивале духовой музыки в Сумах (2001 год) свою программу представляли уже 9 оркестров. Кроме военных музыкантов, в фестивале участвовали другие духовые оркестры нашего города: образцовый детский оркестр духовых инструментов «Орфей» Сумского дворца детей и юношества, духовой оркестр Сумского высшего училища искусств и культуры им. Д. Бортнянского и народный духовой оркестр Дома культуры «Химик» ОАО «Сумыхимпром». Свою программу представил сумчанам и духовой оркестр из города-побратима Курска.
Дальше количество ансамблей росло. В 2005 году фестиваль приобрел статус всеукраинского. А с 2010 года стал называться «Сурми України».
Нынешний фестиваль «Сурми України» юбилейный - пятнадцатый....
В этом году в День Конституции на традиционный для нашего города фестиваль духовой музыки впервые приедут гости из Турции...