Как ни странно, но сегодня театральный этикет — это настолько хорошо забытое старое, что для многих даже его существование оказывается новостью.
О театральных нормах и обычаях мы поговорили с Народной артисткой Украины Александрой Сокол и заведующей литературно-драматической частью Театра им.
Щепкина Валентиной Глушко.
— Помню, когда я только пришла работать в ТЮЗ, антракт представлял собой настоящее дефиле зрителей, — делится воспоминаниями Александра Михайловна. — Тогда ведь, в конце 60-х, помимо торжественных нарядов (дамы в вечерних платьях, а мужчины в костюмах), женщины брали с собой сменную обувь — туфельки, в которые переобувались перед началом спектакля, а потом важно расхаживали в них по фойе. А еще у дам были специальные театральные сумочки, обшитые бисером и напоминающие книжечки, в которые могли поместиться зеркальце, губная помада, номерок от гардеробной и бинокль. Использование последнего, кстати, было своеобразным ритуалом, когда бинокль покупали в фойе театра и использовали, как правило, зрители, сидящие в амфитеатре. Так было до 80-х. Сейчас же, по моим наблюдениям, бинокль не используется вовсе. На мой взгляд, это связано с тем, что зрители уже не смотрят с таким пристрастием на актеров, как это было раньше, когда посещение театра было настоящим выходом в свет.
— Удивительно, что люди, приходящие в театр, ведут там себя как в кинотеатре или даже хуже, жуя во время спектакля чипсы, попкорн или разговаривая по мобильному телефону, что категорически запрещено, — говорит заведующая литературно- драматической частью Театра им. Щепкина Валентина Глушко. — Такое поведение, на мой взгляд, элементарное отсутствие культуры посещения таких заведений и культуры как таковой.
Что уж говорить о том, что входить в зрительный после третьего звонка тоже нежелательно, а если вы опоздали, то не нужно пробираться через весь зал на свое место, следует тихонечко присесть на ближайшее к проходу свободное место.
— Шум, разговоры в зрительном зале, малейшие движения зрителей, усмешки — все это очень хорошо чувствует актер на сцене, что, собственно, может сказаться на качестве исполнения, — говорит Александра Сокол. — Многие ведь не понимают, что спектакль — это нечто вроде исповеди, когда не только актер демонстрирует свое мастерство, но и зритель отдает и заряжает его своей энергетикой или своими аплодисментами, тем самым создавая некое единство, один организм.
Несколько советов, к которым стоит прислушаться перед посещением театра.
* Желательно предварительно ознакомиться с пьесой, которую вы хотите посмотреть, и ее автором, в результате чего у вас сформируется свое видение пьесы, с которым вы сможете сравнить постановку режиссера, трактовку того или иного образа актером, что в итоге позволит воспринять спектакль более полно.
* В случае недомогания посещение театра следует отложить, чтобы не мешать кашлем или другими проявлениями нездоровья другим зрителям.
* В театр, как и в зрительный зал, мужчина заходит первым, предъявляя билеты.
Необходимо иметь запас времени, чтобы занять свои места до третьего звонка.
Только в ложу можно входить, когда в зале погаснет свет. Мужчина также проходит первым на свое место, за ним следует женщина. Проходить к своему месту нужно лицом к сидящим, причем извиняться при этом не обязательно. Если проход узкий, то сидящие должны встать (женщины могут не подниматься).
* Если вы опоздали, следует пройти на ярусы или балкон, независимо от купленного места. Если свободных мест нет, надо постоять у двери до антракта, после которого занять свои места.
* Если вы встретили в театре знакомых, то если они близко к вам — поздоровайтесь, если далеко — просто поклонитесь.
* В антракте можно остаться в зале или выйти. Если спутница не хочет выходить, мужчина должен остаться с ней.
* Можно уйти из театра до начала второго действия, если пьеса не понравилась. Если решили остаться, не следует своим видом или репликами мешать окружающим.
* Выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену.