Бурлюк был поэтом и художником, критиком и лектором, журналистом и издателем, организатором радикальной кубофутуристической группы и одним из первых русских авангардистов, предлагавших "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности".
Где бы ни жил Бурлюк, в культуре страны он оставлял свой след. Немцы вспоминают, какие потрясения испытал Мюнхен 1910-х с его приездом. В начале 20-х он — в Японии. Японцев, великих мастеров гравюры на дереве, Бурлюк научил делать линогравюры, став родоначальником японской гравюры на линолеуме. В Америке ему присвоили титул «американский Ван Гог". Но как ни крути, а первой была Сумщина. Родился он в пятидесяти километрах от Сум на хуторе Семиротовка Лебединского района.
В 1982 году на Лонг-Айленде широко отмечали столетие со дня рождения Бурлюка. У нас никто ни гу-гу. Теперь по масштабу празднования переплюнули даже Америку.
Две представительницы рода Бурлюков посетили Сумы лично. Госпожа Мэри Клер Бурлюк — внучка Давида Бурлюка — приехала с супругом из США, а госпожа Яна Коталикова — внучка младшей сестры Давида Бурлюка Марьяны — из Праги. Мэри занимается банковским делом и владеет художественной галереей. Яна работает в институте охраны исторических памятников.
Госпожа Мэри была в Сумах пять лет назад с частным визитом, Яна — впервые. До встречи в Сумах они не знали друг друга. Общались родственницы на английском. Мэри не понимает по-русски, а вот с Яной можно было говорить без переводчика.
— А вы знаете, у Давида один глаз был стеклянным. Он в детстве играл с ружьем и поранился, — доверительно и как-то совсем неожиданно поведала Яна.
Вот! Наконец-то, подумала я, речь зашла о детстве — это уже ближе к Сумам. Но, к сожалению, это было единственное воспоминание о детстве Бурлюка, которое никак не проливало свет на сумской период его жизни. Госпожа Мэри тоже не смогла ничего рассказать. "Неужели дедушка своей внучке никогда не рассказывал о том времени, когда он был маленьким?" — интересуюсь у американской гостьи.
— Нет, не рассказывал. Когда дедушка вспоминал о прошлом, бабушка начинала плакать. Ей представлялась революция, голод, разруха — все это ее сильно печалило. Поэтому о своем детстве дедушка не рассказывал, — объяснила госпожа Мэри, зато она охотно рассказала о жизни в Америке.
После того как внучка Бурлюка подарила Александровской гимназии, в которой 2,5 года учился Давид Бурлюк, картину своего знаменитого дедушки, в Сумах стало не две работы мастера с мировым именем, а три.
"Для меня большое удовольствие подарить эту картину, написанную маслом. Я верю, что мой дедушка душой сегодня здесь. Он был бы доволен тем, что эта картина останется здесь навсегда", — сказала Мэри и передала гимназии маленький по размеру и такой большой по ценности подарок.
У входа в гимназию появилась памятная доска, а в самом учебном заведении открылся "Бурлюк арт-центр", призванный стать площадкой для выставок, просмотра видеопроектов и просто местом общения творческой молодежи.
Автор мемориальной доски известный сумской скульптор, член Союза художников Украины Олег Прокопчук рассказал "Данкору", что идея пришла в первую же неделю работы, в июне этого года. В основу легла эпатажная фотография Давида Бурлюка середины 1910-х годов. Бурлюк в цилиндре, с нарисованной птицей на щеке — портрет, как нельзя лучше отвечающий образу неординарной личности и духу бунтарской эпохи в целом.
Доска отливалась из двух отдельных частей: первая — барельефное изображение Бурлюка, вторая — с текстом. Потом композиция сваривалась. "Я надеюсь (надо постучать по дереву), что наше общество стало богаче и культурней. И эту мою работу не постигнет участь других мемориальных досок в Сумах", — сказал скульптор и перечислил пропавшие за последнее время доски: летчице, подпольщице, скульптору, художнику… Самая, пожалуй, известная личность, лишившаяся памятной доски в свою честь — поэт Александр Олесь.
Вообще, литературно-художественный проект, посвященный 125-летию со дня рождения Давида Бурлюка — "Будетлянин Давид Бурлюк" — имел два этапа. Первый прошел летом на родине Бурлюка в Лебединском районе. Вторая часть проекта состояла из множества мероприятий научно-культурного плана — выставки в музеях, «круглые столы», презентации книг, посвященных Бурлюку, научная конференция и др.
— Наши наибольшие надежды на то, что проект станет ежегодным, — сказала заместитель председателя оргкомитета акции Алла Яровая. — Хотелось, чтобы в дальнейшем был и Олесь, и другие литературно-художественные проекты. Начали с Бурлюка, продолжение следует"…
А еще под стать Бурлюку у нас есть "почти земляк" — Казимир Малевич. В Конотопе и Белополье автор «Черного квадрата» провел свои детские и юношеские годы. В Пархомовке Конотопского района даже сохранился сахзавод, на котором работал отец художника.
Так что "продолжением" вполне может стать перфоманс на сахзаводе.
Відомий український художник і поет Давид Бурлюк – одна з драматичних особистостей в історії культури першої половини XX...
9 липня в Лебединському міському художньому музеї ім. Б.К. Руднєва відкрилася дещо неординарна та навіть унікальна виставка-футоподорож «Мальтси-Лебурбу» (Мальта-Сицилія-Лебедин-Урочище Бурлюк),...