Совсем скоро все желающие смогут насладиться его звучанием. Хотя строительные работы в филармонии в самом разгаре (готов только концертный зал, где и установлен орган), преисполненная оптимизма директор филармонии Надежда Дяковская приглашает всех 22 августа в 15.00 на первый концерт органной музыки.
— Будут играть киевляне, харьковчане, львовяне и, конечно, сумчане. Концерт посвящен Дню Независимости Украины. Приходите! К этому времени все ремонтные работы будут закончены.
Орган принимали 2 августа. Хотя официально мероприятие называлось заседанием приемной комиссии по принятию оборудования, все понимали, что случай неординарный и "испытанием оборудования" его назовут только в официальных документах.
Чтобы раскрыть все возможности инструмента, Михаил Чичерин играл разноплановые по тематике произведения — то умиротворенные, то патетические.
— На мой взгляд, это прекрасный инструмент. он имеет огромные возможности для исполнения музыки различных стилей и эпох.
Я себя слышу отлично — все свои недостатки, — отметил заслуженный артист Украины Михаил Чичерин.
Уникальный инструмент с характером героя и судьбой мученика. Хочется верить, что это последнее его испытание. Впервые он зазвучал в Сумах 26 ноября 1986 года — это был рискованный эксперимент. Но, как ни странно, инструмент, более привычный к остроконечным готическим сводам, гармонично вписался в акустику круглых куполов Троицкого собора.
— Удивительно, там не было ни штукатурки, ни отопления, а орган звучал, — вспоминает чешский мастер Петр Бродяк события 20-летней давности.
Потом для органа настали совсем плохие времена: ему пришлось много лет молча мерзнуть в полном забвении, пока… Петр Бродяк снова не появился в Сумах.
И снова эксперимент, казавшийся многим абсурдным, — перенос 13-тонной махины в зал, предназначенный для камерной музыки, намного ниже по высоте, чем сам инструмент.
— Мы выполняли две задачи — реставрацию памятника архитектуры XIX века и перенос органа, — рассказывает автор проекта реставрации концертного зала Наталья Иванцова. - Сцена стала ниже на 1,1 м и усилилась железобетонным основанием. В зале появился гранитный пол, венецианская штукатурка и акустические окна, бархатные портьеры и ковровые дорожки. Чешские мастера перестроили сам орган — он увеличился в глубину и вширину. Приезжавшие из Киева специалисты по стандартизации и метрологии высоко оценили акустические данные нашего зала.
— Это один из самых лучших и удобных инструментов в Украине. Самое главное — поддерживать постоянную температуру и влажность, — убеждал маэстро Чичерин администрацию филармонии ценить новое приобретение.
— Это очень чуткий инструмент. Ему нужна ровность температур, — как за близкого человека просил новых хозяев органа мастер Бродяк.