Великолепные «консервы»

В Сумы пришла современная культура. Теперь даже на выставке в музее показывают логотипы. Хотя зачем идти в музей? Можно просто купить карамельку и наслаждаться творческим наследием Сальвадора Дали.

На прошлой неделе в краеведческом музее открылась выставка «Сначала был логотип».
Автор — польский дизайнер Вальдемар Войцеховский. Организатор — польское консульство. Первые зрители — сумские художники, политики, деятели культуры. Кто сказал, что сначала был логотип, неизвестно — остается догадываться, почему он так сказал.

За месяц до этого на торгах «Сотбис» в Нью-Йорке за 5 миллионов долларов США была продана банка консервов. Дело в том, что консервы с томатным супом марки «Кемпбел» изображены на полотне знаменитого художника современности Энди Уорхола. За свою жизнь он посвятил банкам с супом 48 произведений. В 1962 году его картины с консервами и кока-колой сделали сенсацию и арт-критики заявили: ах, произведения молодого художника так искусно вскрывают суть культуры массового потребления!

За год до сенсационной выставки «суповых» картин Уорхола — в 1961 году — владелец испанской компании «Чупа-Чупс» Энрике Берната по дружбе попросил известного художника-сюрреалиста Сальвадора Дали придумать изображение для обертки карамели на палочке. Дали нарисовал, карамельная компания живет и процветает.

Полвека мы, живя в Сумах, тоже смутно догадывались, что яркие знаки на окружающих вещах почему-то нравятся нам больше, чем пафосные произведения искусства. По крайней мере, эта симпатия проста и понятна. И вот бытовое чувство прекрасного признали официально. Причем как исторический факт.

Это знак

Теперь мы посвященные. До конца июня в выставочном зале краеведческого музея с лепниной и позолотой соседствуют лаконичные белые листы с напечатанными на них торговыми знаками. На дверях — мистический желто-черный треугольник с глазом. Мол, вот она, суть вещей — откройте глаза.

Изображения на листах — коммерческие разработки польского дизайнера Вальдемара Войцеховского. Впервые польское консульство привезло нечто, призванное познакомить нашего человека с передовым польским искусством, в Сумы. И это нечто оказалось подборкой логотипов.

Вообще, выставка проедет по семи областным центрам: к нам прибыла из Харькова (где, собственно, и находится Восточно-украинский офис консульства), потом Донецк, Полтава и т.д. Сам автор в Сумы не приехал.

— Вальдемар Войцеховский человек творческий, у него свои планы, объяснять причину своего отсутствия он не стал, — объяснила референт по вопросам культуры генерального консульства Польши в Харькове Лилия Скрипник.

Хотя в Харькове его видели. Причем не одного, а с женой Данутой Домбровской, которая тоже художница и тоже презентовала там персональную выставку — фотоработы под названием «Рецепторы». Данутины произведения сумчане не увидят — видимо, она еще не настолько «лицо» Польши, чтобы возить ее искусство по всей стране.

Если конкретно, то на выставке «Сначала был логотип» можно увидеть 50 проектов пана Войцеховского — лучшее за 18 лет творчества. Если серьезно, то Войцеховский — действительно признанный в мире дизайнер, график и разработчик рекламных проектов.

Что же было сначала

Тотем, знак, символ, герб, клеймо, логотип... Такова история вопроса. То есть, конечно, логотип был не сначала, но существовали его прообразы — а значит, он был.

Когда-то у племен и кланов были отличительные родовые знаки и символы — тотемы. На языке индейцев Северной Америки слово «тотем» означает «его род». Античные полководцы, цари, легендарные герои имели свои отличительные знаки, личные эмблемы.
В средние века появились гербы, которые изображались на щитах, знаменах, печатях…

В то же время возникли личные клейма мастеров — своего рода «знаки качества». Такое клеймо помогало покупателю выбрать нужный товар. Запоминающийся образ позволял быстро различать продукцию, не вчитываясь в надписи. Совсем как логотипы сейчас. И так как это верный способ привлечь покупателя товара и заработать деньги, к созданию образов стали подходить со всей ответственностью. Это действительно целое искусство.

Незабываемые

Создать хороший логотип почти так же сложно, как подковать блоху. Главные принципы: логотип должен отличать от других компанию, которой принадлежит, хорошо запоминаться, вызывать положительные эмоции и создавать правильные ассоциации.
Например, автомобильной компании нужно, чтобы при взгляде на ее символ люди вспоминали о скорости, комфорте, элегантности машины — думайте, господа дизайнеры и художники, как это сделать. А средств не так уж много — линии, фигуры, буквы, простые образы… Наука!

Например, считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием и ясностью, а изогнутые — с изяществом и непринужденностью. Психологи утверждают, что с помощью правильного подбора шрифтов можно передать настроение… Выбор цвета — вообще магия.

В истории достаточно примеров, когда новый логотип совершал переворот в отношении людей к тому или иному товару. И в этом смысле действительно сначала бывает логотип...

Логомания

Сегодня логотипы — почти украшения. Нравится образ — нравится то, на чем он изображен. Человек в майке с модным логотипом вполне может вызвать симпатию только из-за этого. Имидж — все. Его создатели — боги.

Самый первый логотип

Временем рождения логотипа считают XX век, когда начинается его повсеместное применение в качестве ключевого элемента фирменного стиля компании, позволяющего отличить товары и услуги одних производителей от других. Первым логотипом в современном понимании этого термина считается фирменный знак «Компании граммофонов Эмиля Берлинера» — черноухая собака, заинтересованно просовывающая мордочку в отверстие граммофона.

Картинка с этим милым псом была изображена в 1899 году на стене одного из лондонских отделений компании. Художник Фрэнсис Баррауд получил за нее 50 фунтов стерлингов. А к 30-м годам почти в каждой американской семье можно было найти граммофон или пластинку с этой маркой, которая вскоре была дополнена и слоганом — «Голос Его Хозяина».

Самый дешевый логотип

В 1996 году журнал «Advertising Age» назвал логотип «Nike» самым узнаваемым из всех спортивных брендов. А ведь эту знаменитую “галочку” придумала в 1971 году студентка рекламного отделения Портлендского университета Кэролайн Дэвидсон, с которой основатель компании Фил Найт познакомился на бухгалтерских курсах. За работу по созданию небольшого логотипа, который можно было бы поместить на боковую часть кроссовок, она получила от будущего миллиардера… $35.

20 лет спустя логотип «Nike» стал самой популярной татуировкой в США. Фил Найт не остался в стороне от этого увлечения и выжег логотип своей компании на ноге.

Логотип (по-английски swoosh, что значит "звук рассекаемого воздуха") представляет собой крыло греческой богини победы Ники. Знак очень удачен. Галочка — т.е. "я выбираю". Что может быть идеальнее, чем слоган, который рождается уже при одном только взгляде на значок, "Я выбираю Nike!"?

Справка. Логотип (товарный знак) — специально разработанный, уникальный по своему начертанию графический образ, позволяющий отличить товар или услугу одного производителя от другого.

Оксана Кравченко, Дарья Градовская, газета "Данкор"
Фото

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
Мертві землі (Джордж Нолфі, 2024)
Мертві землі (Джордж Нолфі, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
20.35
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Гладіатор ІІ (Рідлі Скотт, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
18.00
Конклав (Едвард Бергер, 2024)
Конклав (Едвард Бергер, 2024)
Кино Планета Кіно
15.00; 19.20
Wicked: Чародійка (Джон М. Чу, 2024)
Wicked: Чародійка (Джон М. Чу, 2024)
Кино Кінопалац "Дружба"
10.30; 15.00
Назавжди-назавжди (Анна Бурячкова, 2024)
Назавжди-назавжди (Анна Бурячкова, 2024)
Кино Планета Кіно
11.00; 16.30
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.