На прошлой неделе в краеведческом музее открылась выставка «Сначала был логотип».
Автор — польский дизайнер Вальдемар Войцеховский. Организатор — польское консульство. Первые зрители — сумские художники, политики, деятели культуры. Кто сказал, что сначала был логотип, неизвестно — остается догадываться, почему он так сказал.
За месяц до этого на торгах «Сотбис» в Нью-Йорке за 5 миллионов долларов США была продана банка консервов. Дело в том, что консервы с томатным супом марки «Кемпбел» изображены на полотне знаменитого художника современности Энди Уорхола. За свою жизнь он посвятил банкам с супом 48 произведений. В 1962 году его картины с консервами и кока-колой сделали сенсацию и арт-критики заявили: ах, произведения молодого художника так искусно вскрывают суть культуры массового потребления!
За год до сенсационной выставки «суповых» картин Уорхола — в 1961 году — владелец испанской компании «Чупа-Чупс» Энрике Берната по дружбе попросил известного художника-сюрреалиста Сальвадора Дали придумать изображение для обертки карамели на палочке. Дали нарисовал, карамельная компания живет и процветает.
Полвека мы, живя в Сумах, тоже смутно догадывались, что яркие знаки на окружающих вещах почему-то нравятся нам больше, чем пафосные произведения искусства. По крайней мере, эта симпатия проста и понятна. И вот бытовое чувство прекрасного признали официально. Причем как исторический факт.
Теперь мы посвященные. До конца июня в выставочном зале краеведческого музея с лепниной и позолотой соседствуют лаконичные белые листы с напечатанными на них торговыми знаками. На дверях — мистический желто-черный треугольник с глазом. Мол, вот она, суть вещей — откройте глаза.
Изображения на листах — коммерческие разработки польского дизайнера Вальдемара Войцеховского. Впервые польское консульство привезло нечто, призванное познакомить нашего человека с передовым польским искусством, в Сумы. И это нечто оказалось подборкой логотипов.
Вообще, выставка проедет по семи областным центрам: к нам прибыла из Харькова (где, собственно, и находится Восточно-украинский офис консульства), потом Донецк, Полтава и т.д. Сам автор в Сумы не приехал.
— Вальдемар Войцеховский человек творческий, у него свои планы, объяснять причину своего отсутствия он не стал, — объяснила референт по вопросам культуры генерального консульства Польши в Харькове Лилия Скрипник.
Хотя в Харькове его видели. Причем не одного, а с женой Данутой Домбровской, которая тоже художница и тоже презентовала там персональную выставку — фотоработы под названием «Рецепторы». Данутины произведения сумчане не увидят — видимо, она еще не настолько «лицо» Польши, чтобы возить ее искусство по всей стране.
Если конкретно, то на выставке «Сначала был логотип» можно увидеть 50 проектов пана Войцеховского — лучшее за 18 лет творчества. Если серьезно, то Войцеховский — действительно признанный в мире дизайнер, график и разработчик рекламных проектов.
Тотем, знак, символ, герб, клеймо, логотип... Такова история вопроса. То есть, конечно, логотип был не сначала, но существовали его прообразы — а значит, он был.
Когда-то у племен и кланов были отличительные родовые знаки и символы — тотемы. На языке индейцев Северной Америки слово «тотем» означает «его род». Античные полководцы, цари, легендарные герои имели свои отличительные знаки, личные эмблемы.
В средние века появились гербы, которые изображались на щитах, знаменах, печатях…
В то же время возникли личные клейма мастеров — своего рода «знаки качества». Такое клеймо помогало покупателю выбрать нужный товар. Запоминающийся образ позволял быстро различать продукцию, не вчитываясь в надписи. Совсем как логотипы сейчас. И так как это верный способ привлечь покупателя товара и заработать деньги, к созданию образов стали подходить со всей ответственностью. Это действительно целое искусство.
Создать хороший логотип почти так же сложно, как подковать блоху. Главные принципы: логотип должен отличать от других компанию, которой принадлежит, хорошо запоминаться, вызывать положительные эмоции и создавать правильные ассоциации.
Например, автомобильной компании нужно, чтобы при взгляде на ее символ люди вспоминали о скорости, комфорте, элегантности машины — думайте, господа дизайнеры и художники, как это сделать. А средств не так уж много — линии, фигуры, буквы, простые образы… Наука!
Например, считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием и ясностью, а изогнутые — с изяществом и непринужденностью. Психологи утверждают, что с помощью правильного подбора шрифтов можно передать настроение… Выбор цвета — вообще магия.
В истории достаточно примеров, когда новый логотип совершал переворот в отношении людей к тому или иному товару. И в этом смысле действительно сначала бывает логотип...
Сегодня логотипы — почти украшения. Нравится образ — нравится то, на чем он изображен. Человек в майке с модным логотипом вполне может вызвать симпатию только из-за этого. Имидж — все. Его создатели — боги.
Временем рождения логотипа считают XX век, когда начинается его повсеместное применение в качестве ключевого элемента фирменного стиля компании, позволяющего отличить товары и услуги одних производителей от других. Первым логотипом в современном понимании этого термина считается фирменный знак «Компании граммофонов Эмиля Берлинера» — черноухая собака, заинтересованно просовывающая мордочку в отверстие граммофона.
Картинка с этим милым псом была изображена в 1899 году на стене одного из лондонских отделений компании. Художник Фрэнсис Баррауд получил за нее 50 фунтов стерлингов. А к 30-м годам почти в каждой американской семье можно было найти граммофон или пластинку с этой маркой, которая вскоре была дополнена и слоганом — «Голос Его Хозяина».
В 1996 году журнал «Advertising Age» назвал логотип «Nike» самым узнаваемым из всех спортивных брендов. А ведь эту знаменитую “галочку” придумала в 1971 году студентка рекламного отделения Портлендского университета Кэролайн Дэвидсон, с которой основатель компании Фил Найт познакомился на бухгалтерских курсах. За работу по созданию небольшого логотипа, который можно было бы поместить на боковую часть кроссовок, она получила от будущего миллиардера… $35.
20 лет спустя логотип «Nike» стал самой популярной татуировкой в США. Фил Найт не остался в стороне от этого увлечения и выжег логотип своей компании на ноге.
Логотип (по-английски swoosh, что значит "звук рассекаемого воздуха") представляет собой крыло греческой богини победы Ники. Знак очень удачен. Галочка — т.е. "я выбираю". Что может быть идеальнее, чем слоган, который рождается уже при одном только взгляде на значок, "Я выбираю Nike!"?
Справка. Логотип (товарный знак) — специально разработанный, уникальный по своему начертанию графический образ, позволяющий отличить товар или услугу одного производителя от другого.