Вечером 4 апреля в Театре им.Щепкина давали оперетту Имре Кальмана. Сумчане смотрели «Мистера Икс» в исполнении Московского театра оперетты. Из восьми актеров пять заслуженных артистов России. И что из этого вышло?
Атмосфера цирка, где выступает таинственный человек в маске со смертельным трюком, от которого в восторге весь Париж, в первом действии напрочь отсутствовала. «Как можно цирк нам не любить? Как можно в цирке скучным быть»? — звучало со сцены как насмешка. Судя по первому действию, очень даже можно.
По сценарию события происходили за кулисами цирка, где кипят любовные страсти и зарождаются коварные интриги. Но все это выглядело как-то вяло и без эмоций.
Удивительно, что зал, заполненный примерно на две трети, во время антракта почти никого не потерял. Возможно, зрителей в театре удержал дождь, пустившийся как раз к концу первого действия.
Во втором действии москвичи, что называется, «дали жару». Все было настолько динамично, что зрители и не заметили, как мелодрама превратилась в комедию, а ближе к финалу — в буффонаду. Когда действие переместилось из цирка в высший свет Парижа, тут-то настоящий цирк и начался. Импровизационные вольности «парижан» вызывали бурные аплодисменты в зале.
— В какой валюте будете платить?
— Какая вам удобна?
— В гривнах.
И еще:
— Требуют осетрину.
— Когда поймают, подадут.
— Где поймают?
— В Стрелке.
Публика потешилась вволю, но что сказал бы о подобном фарсе Имре Кальман — вопрос.
Несуразности искупала прекрасная и нестареющая музыка. Слава Богу, замечательные арии на сцене сумского театра звучали без новшеств и в хорошем исполнении.
Например, афоризмы:
«Идеальным для женщины может быть тот мужчина, которого видишь крайне редко».
«Два предложения в день — это слишком много».
«Когда женщина говорит «нет» — это значит «может быть», если говорит «может быть» — значит «да», а если говорит «да» — она не женщина».
Так же охотно зрители хлопали под номера, известные по фильму «Принцесса цирка».
Помните: «Время идет, забывать о том нельзя. Надо прожить нашу молодость не зря...» Последний куплет москвичи спели на бис.
А вот некоторые словечки и фразы типа «культуристка» или «учиться, учиться, учиться, как учит нас великий барон» несколько резали слух.
Блистательная светская красотка Теодора Вердье влюбляется в графа Анри де Шатонефа.
В день помолвки выясняется, что ее избранник вовсе не граф, а тот самый таинственный Мистер Икс, о котором только и сплетничают все вокруг. Теодора не пропустила ни одного выступления незнакомца на арене, она почти в него влюбилась… Но стоп — она не готова стать женой циркача. Тем более выясняется, что их встреча — результат авантюрного пари. На нее поставили, как на скачках! Это неслыханно! В высшем свете Парижа скандал, все отворачиваются от леди, согласившейся на брак с циркачом. А дальше… Ведь вы все знаете сами: победила любовь, и все поженились.
Так было в оригинале оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка», так было в первой экранизации 1958 года с Георгом Отсом и Мариной Юрасовой в главных ролях (фильм назывался «Мистер Икс»). И в музыкальном фильме «Принцесса цирка» 1982 года с Натальей Белохвостиковой и Игорем Кеблушеком. Только там, в отличие от версии, предложенной москвичами, все было в рамках жанра.