13 февраля в театре им.Щепкина был аншлаг. Смотрели спектакль о большой и вечной любви — «Юнону и Авось» в исполнении питерского театра «Рок-опера».
"Юнона" и "Авось" — названия двух парусников, отплывших из России к берегам Америки 23 июля 1806 года. Цель экспедиции — присоединить к империи часть богатых земель северной Калифорнии, основав там русские поселения. Исторический факт лег в основу поэмы Андрея Вознесенского, по мотивам которой Алексей Рыбников создал оперу-мистерию.
Старый добрый принцип не сработал: дерзким замыслам миссионеров сбыться не удалось. Прожект свелся к любовной интриге.
40-летний камергер двора его императорского величества Николай Петрович Резанов (реальный исторический персонаж и инициатор экспедиции) полюбил Кончиту — 15-летнюю дочь коменданта крепости, а она его. Кульминация спектакля — любовная сцена, откровенная настолько, насколько позволяют рамки жанра. Кончита топлесс, гаснет свет… "О горе мне, грешному!" — восклицает наутро Резанов.
Тем временем русские моряки, предоставленные сами себе, ударились в беспросветное пьянство.
Единственным спасением репутации стало немедленное отплытие домой. После тайной помолвки с Кончитой Резанов покидает Сан-Франциско, чтобы никогда не вернуться…
Их соединила только смерть. В финале спектакля — магический танец двух белых силуэтов.
На сцене — белый парус и корабельный колокол, символы вечного поиска и мятежа. В памяти зрителей — красивая история о любви и восхищение талантом питерских артистов. Удивительно, они смогли добиться эффекта церковной акустики. Резали, как кинжалы, пронзительные мужские голоса: "В море соли и так до черта, // Морю не надо слез…// Наша вера сильней расчета, // Нас вывозит "Авось"…
Или вот — в исполнении хора звучит "Аллилуйя любви". Под это пронзительное "Аллилуйя!" забываешь и о времени, и о пространстве. Кажется, что находишься не в театре, а в огромном соборе, где постигаешь вечные истины.
По версии историков, реальные отношения Кончиты и Резанова — чистый расчет. Ему брак с дочерью коменданта позволил бы "по родственному" решить проблемы империи. Ей — покинуть крепость, где она была окружена лишь бедными рыбаками и солдатами.
"Ежедневно куртизируя гишпанскую красавицу, приметил я предприимчивый характер ее, честолюбие неограниченное, которое при пятнадцатилетнем возрасте уже только одной ей из всего семейства делало отчизну ее неприятною", — пишет Резанов в тайных донесениях министру коммерции графу Румянцеву.
Разве так говорят о предмете возвышенных чувств?
Самого же Резанова ученые описывают худым и почти лысым, с изъеденными цингой зубами и искривленной подагрой уродливой походкой. Мол, о любви с первого взгляда не может быть и речи. Но все же больше хочется верить Вознесенскому.