Сделать это можно, посетив выставку под названием «Рождественские обереги» в областном художественном музее.
Наши предки очень чтили календарные обычаи и традиции, опиравшиеся на природный солнечный цикл. Новогодние праздники продолжались со Дня св.Николая до Крещения. Поэтому в «красном углу» выставки висят две иконы — св.Николая и Водокрещения, убранные ткаными рушниками — «божниками».
Еще в языческие времена у славян, когда не было икон, именно рушник брал на себя функцию образов, объяснила научный сотрудник областного музея Ирина Янина.
Под этими иконами на почетном месте символ продолжения рода — «дидух» (сноп из колосьев ржи, ячменя и пшеницы). Это слово образовалось от украинского «дiдiв дух» и означало семейную родословную, так как раньше считалось, что молодые люди должны знать своих предков до седьмого колена.
Впоследствии, после крещения Киевской Руси, дидух стал главным новогодним атрибутом. Накануне Рождества вечером глава семьи торжественно вносил дидуха в хату и ставил под иконами в красном углу на почетном месте. После этого его украшали рождественскими пысанками. Так он стоял до Крещения. После этого верхнюю часть дидуха сжигали, а соломой перевязывали фруктовые деревья, чтобы был хороший урожай.
Так продолжалось до правления Петра I, когда главным новогодним символом стала ель.
Еще один важный герой выставки — «паук». Он тоже когда-то служил оберегом наших предков. Изготовленный из соломки в форме тетраэдра (правильной пирамиды), он вошел в жизнь украинцев со времен трипольской культуры. Его вешали в углу хаты, чтобы он отпугивал нечистую силу. Кроме того, соломенный паук служил символом домашнего уюта под Рождество.
Эпицентром выставки является новогодняя елка, впервые на Сумщине украшенная настоящими соломенными игрушками. Кстати, при изготовлении первых стеклянных елочных игрушек в Украине в ХХ веке за основу брались именно такие традиционные соломенные игрушки: соломенные колокольчики, «звездочки», шары, «паучки», божья муха — пчела (которую освящали, чтобы в новом году был хороший урожай меда).
Все это изготовили воспитанники кружка соломоплетения Шосткинского центра эстетического воспитания под руководством члена Национального союза народных мастеров Украины Натальи Симоненко.
Как рассказала организатор выставки завотделом декоративно-прикладного искусства Людмила Федевич, долгое время перед этим дети изучали характерные черты фольклора Полесья, особенно села Локотки. Поэтому изделия ребят отличаются осознанным подходом к воспроизведению давних атрибутов Рождества и Нового года, таких, как Рождественская звезда, паук, дидух, елочные украшения, звери и птицы, посуда. (Кстати, в этом году руководитель кружка Наталья Симоненко за заслуги в номинации «Народное творчество» удостоилась губернаторской стипендии, впервые учрежденной в нашей области.)
Под елкой расстелены рушники, которые, как оказалось, лежат там не просто так, а выражают идею бесконечности жизненного пути. На этих рушниках стоит тройка соломенных коней, запряженных в такие же сани. В древние времена именно конь считался солнечным знаком.
Кроме изделий из соломы, на выставке представлены и деревянные фигурки главных героев народного театра — вертепа, среди которых младенец Иисус, Дева Мария, Иосиф, волхвы, пришедшие приветствовать родившегося Мессию.
Выставка «Рождественские обереги» живая: на ней проходят мастер-классы для членов кружков соломоплетения Дворца детей и юношества, станции юных натуралистов и школы №29.