Даже если вы не любите театр, имена Богдана Бенюка и Анатолия Хостикоева вам наверняка известны. Первый засветился в украинском аналоге «Смака» и рекламе, второй — киногерой мелодрам и боевиков. Трудовые книжки актеров лежат в Национальном театре им. Франко, но жить в столице и работать на одной работе — это как-то не по-столичному. Да к тому же в родном театре проблем куча: спектакли иногда ставят такие, за которые, например Хостикоеву, стыдно. «Ревизор» превратился в пьесу о педерастах, которые насилуют украинское село», — жаловался актер.
Одним словом, нет такого театра, в котором все было бы хорошо. Вот и решили Бенюк с Хостикоевым организовать свой театр. Бенюк называет его «Сумской передвижной театр имени Бенюка и Хостикоева».
Замечательно, что в Сумы приехал «сумской» театр из Киева, но к Сумам он никакого отношения не имеет. Просто Анатолий Хостикоев муж Натальи Сумской и зять Ольги Сумской, а Богдан Бенюк — крестный отец их сына. Если сюда прибавить родителей Натальи и Ольги Сумских, тоже Сумских, то получится вполне сумской коллектив.
В Сумы сумской театр привез две пьесы. Одна — «Сеньор из высшего света» — комедия о жизни и до смешного запутанных отношениях в одной итальянской семье. (Кстати, в этом спектакле действительно играют почти одни родственники, включая бывших жен и мужей.) Второй — психологическая драма «О людях и мышах» по пьесе американского драматурга Стейнбека. Большинство театральных критиков сошлись во мнении, что, если семейный бюджет позволяет посмотреть только один спектакль, то идти нужно непременно на «Мышей».
Фабула такова. Два американских друга, один из которых страдает чем-то вроде задержки психического развития, убегают с фермы, где трудились разнорабочими. Убегают потому, что, как говорят американцы, альтернативно одаренному герою захотелось потрогать платье одной девушки, которая неправильно истолковала его намерения и сообщила мужикам, что тот хотел ее изнасиловать. По ходу пьесы зритель узнает, что парень с ЗПР любит все мягкое и пушистое: кроликов, мышей, щенков. Правда, мышам и щенкам он регулярно отрывает головы: ему кажется, что они все время хотят укусить его за палец. Ну а поскольку мужик он здоровый (Хостикоев, который играет психа, под два метра), ему достаточно легонько треснуть бедное животное, чтоб нанести ему травму, несовместимую с жизнью. Такая же незадача случилась на новом месте: он разговорился с женой одного из новых работодателей, хотел погладить ее по голове и случайно сломал ей шею. Понимая, что шансов спастись на этот раз у парня нет никаких, его здоровый друг, любивший психа, как брата, пустил ему пулю в лоб.
Актеры театра им. Щепкина сказали, что играют киевляне бесподобно, декорации у них великолепные и авангард в виде кроликов в исполнении Сумской и Бенюка, являющихся перед смертью главному герою очень к месту.
Но есть и другое мнение.
На пресс-конференции Хостикоев сказал, что сожалеет о том, что в Сумы часто приезжают театры с некачественным продуктом. Как пример назывался спектакль «Мастер и Маргарита».
Спору нет, киевские антрепризы и рядом ставить с тем спектаклем нельзя, но ведь положа руку на сердце нужно сказать, что это не лучший спектакль с Бенюком и Хостикоевым. У Анатолия Георгиевича не получилось убедительно сыграть психа. Он оправдывался, что, мол, не было времени на общение с клиентами психбольниц, как это делают американцы, готовясь к роли. Между тем, некоторые критики говорят, что это просто не его типаж.
Что касается общего настроения, то этот спектакль очень похож на щепкинскую постановку «Эти свободные бабочки», с той лишь разницей, что в ней играют начинающие актеры, а не мэтры.
Еще Хостикоев рассказал историю о том, как один критик, не оценивший, как Хостикоев-Отелло читал текст на настоящем арабском и написавший, что «Хостикоев нес тарабарщину», через пару недель попал в автокатастрофу.
Так что спектакль великолепный! При этом самое главное — в следующем году театр имени Бенюка-Хостикоева приедет к нам снова и привезет новую постановку. Это значит, что отработали хорошо и не боятся приехать еще раз. Встретимся через год!