Для музыканта это знаковое событие: выход полноценного лицензионного компакт диска. Поэтому работа над этим альбомом объединила многих талантливых земляков.
- Осуществилась моя мечта. Долгожданная пластинка в моих руках. Вы не представляете, каково держать в руках диск, где все твое, родное – музыка, текст, аранжировка, - делится своим достижением автор. - Естественно, это очень дорогостоящая тема. Сам я ее не поднял бы. Я очень благодарен друзьям из Сум, Харькова и Одессы.
А делалось это так: сначала накапливался музыкальный материал в Сумах. Редактировал, сводил и делал мастеринг в Киеве звукорежиссер Макс Капуста (настоящий мастер своего дела, раньше работал на «Топ-радио»). За работу в студии я очень благодарен трудолюбивому музыканту Сергею Заря. В записи принимали участие Владимир Прихожай (клавишные), Максим Руденко (барабаны), Виталий Самодай (саксафон), и Сергей Лин (партия клавишных в последнем треке «Не виделись 100 лет»). Дизайн обложки-работа сумской компании «Шоколад». Фото талантливого и известного фотографа Сергея Колесникова. Печатали диски в Киеве.
Альбом, вышедший тиражом 1 тыс. штук, в который вошли 11 треков, называется «А помнишь как…». Кто как не автор лучше всех расскажет, что стоит за этим интригующим многоточием. Больше 40 лет он не расстается с гитарой, в шутку называет себя мастодонтом, т.к. начинал в «доисторическую эпоху», когда шоу-биза еще не было, а первый продюсер группы «Марафон», в которой играл Александр, тот самый Юлий Малакянц из Москвы, продюсировавший эстрадных звезд первой величины, скромно назывался организатором концертов.
Тем не менее, в полтинник с половиной Александр в прекрасной физической форме, полон энергии и творческих сил. Говорит, что секрет молодости прост: правильное питание, правильные напитки и правильный отдых. Любит футбол, рыбалку и хорошую компанию. К своей далеко не всемирной славе, упущенным по молодости возможностям и незаработанным деньгам с высоты прожитых лет относится по-философски – всех звезд с неба не достанешь.
- Мне не 18 лет. У меня нет наполеоновских планов: снять клип и проснуться знаменитым, - говорит он. - Хочется, чтобы как можно больше людей послушали мою пластинку, я ее писал в согласии с собой. Хочется поделиться этой гармонией и состоянием души.
- Глядя на дизайн обложки Вашего альбома, представляешь, как едешь по дороге, уходящей за горизонт, и предаешься воспоминаниям о том, что осталось позади. Давайте вернемся в начало Вашего пути. Расскажите, с чего началось увлечение музыкой?
- Школу «дворового вокала» я жадно впитывал с раннего детства. Помнится, было мне лет шесть, у нашего дома на улице Островского часто собирались соседи пообщаться, и по убедительной просьбе папы мой старший брат Валера «продавал» талант выпускника музыкальной школы, «шлепая» по кнопкам баяна. Мой отец говорил: «Был бы я артистом, если бы не война» (он пошел на фронт добровольцем в 17 лет).
В то же время сыновьям папа желал судьбы инженера. А мама была демократка. Как говорится: «Як батько сказав, так по материному и буде»… В итоге брат стал артистом цирка - коверным клоуном, живет в Москве, много лет работал с Михаилом Румянцевым (псевдоним Карандаш), гастролировал по всему миру. А я – музыкантом.
Гитара впервые оказалась в моих руках в 10 лет. В этот инструмент я влюбился по уши, с первого взгляда и навсегда. В седьмом классе я играл в ансамбле 14-ой школы на чудо-электрогитарке. Самодельный звукосниматель был «прилеплен» к деке, а подключался этот «шедевр» в какой-то самопальный, но живой ламповый «усилок» без названия. Звучали песни «Самоцветов», «Песняров», «Дом восходящего солнца» и вечно молодая «Шизгара». Было интересно. Была мечта и космическое желание играть и петь. Вдохновение зашкаливало. Девчонки-красавицы не сводили с нас глаз, и мы получали такой заряд эмоций, что невозможно описать словами. Было здорово, жизнь бурлила, кровь кипела. Это были счастливые и беззаботные годы жизни. Мир радовал и улыбался мне…
- И Вы решили такое приятное времяпрепровождение сделать своей профессией?
- Да. После школы я поступил в Сумское музыкальное училище на духовой отдел (класс валторны). В то время класса гитары не было, но я успешно сочетал игру на валторне и гитаре. По специальности у меня был необыкновенной души преподаватель – Белец Владислав Васильевич. Помню, как я приносил кассеты с записями «Битлов», а после прослушивания мы с удовольствием делились впечатлениями. В эстрадном ансамбле я учился правильно разбирать гитарные партии и читать ноты «с листа».
И вот студенту второго курса предлагают работать (точнее подрабатывать) в центральном ресторане «Кристалл». Радости не было предела! Для меня, семнадцатилетнего мальчишки, - это было начало профессиональной деятельности. Я смотрел на танцующие пары в модных джинсах, и эта атмосфера семидесятых (тогда еще даже дискотек не было) импонировала мне.
Дома я часами сидел у магнитофона и копировал (снимал) гитарные фразы легендарных гитаристов: Jimi Hendrix, Jimmy Page, Ritchie Blakmore, Eric Clapton, David Gilmore и др. Это было то состояние, в котором хотелось пребывать вечно. Вечерами на хриплой волне радиоприемника я слушал передачи Севы Новгородцева на Би-Би-Си. Так узнавал о последних новостях музыкальной культуры «чуждого нам» западного мира.
В армии я играл в оркестре на валторне… Потом была работа в Сумской областной филармонии. Помню, как меня прослушали и взяли артистом в ВИА «Обрій» по рекомендации моего друга, великолепного музыканта Владимира Прихожая.
Первые гастроли, первые концерты, первые аплодисменты, сцены больших залов… Правда, были и весьма неприятные нюансики. В то веселое время артист филармонии должен был быть коротко пострижен, одет в костюмчик, который нравился бы худсовету и петь утвержденные песни. Было убито все то, чего так хотелось.
- Как Вы попали в «высшую лигу» тогдашнего шоу-бизнеса (такого понятия в СССР не было, но бизнес на концертах все же был)?
- В 1980 году меня приглашают в Житомирскую филармонию в престижный ВИА «Мріяни». Помню, приехал к нам на прослушивание известный московский организатор концертов Юлик Малакянц и предложил нашей группе работать с ним. Он и название придумал - «Марафон». Мы согласились. Это был 1980 год.
Нашей солисткой была Алла Никифорова - мама Лолиты Милявской. На бэк вокале в нашем «Марафоне» пела 17-летняя Лола. Базировались мы в Хмельницкой областной филармонии. В шутку, в нашем коллективе Лолу Милявскую называли моей невестушкой. Удивительно, по воле судьбы через 16 лет моей невестой и женой стала Ольга с девичьей фамилией Милявская.
Начался наш «Марафон» с гастролей с настоящими звездными артистами - Ириной Понаровской, Софией Ротару, Валерием Леонтьевым, Аркадием Хораловым, Яком Йолой… Ведущий Юрий Николаев говорил, что нам несказанно повезло с московским шефом, ведь «Марафон» был личной группой организатора всех этих концертов. Помню, как за день или за два мы сделали программу из шести песен и аккомпанировали Ирине Понаровской. А играли тогда артисты только вживую…
Знакомство и общение с Николаем Караченцовым, Семеном Фарадой, Алисой Фрейндлих, Роланом Быковым впечатляло меня все больше и больше. Еще мне посчастливилось работать на одной сцене с рок-группой «Аракс». В то время она «била все рекорды». Первое отделение концертов работали мы, разогревая и раскачивая публику, а когда на сцене появлялась группа «Аракс», дворец спорта превращался в арену гладиаторов с ревущей и неуправляемой толпой. Взрывы петард, крики, свист, треск и обломки деревянных кресел после концерта – все это меня приводило в изумление. Такого в Советском Союзе еще не видели. Вскоре группе «Аракс» было официально запрещено гастролировать по СССР.
В 1984 году меня пригласили в Черновицкую областную филармонию в группу «Жива вода», где солистами были Иво Бобул и Александр Серов.
- Сейчас уже мало, кто помнит, каким событием для Сум стало открытие ресторанного комплекса «Театральный». Расскажите, пожалуйста, ведь Вы там работали.
- О! «Театральный» открывали на высшем уровне. Сам Михаил Афанасьевич Лушпа хлопотал, чтобы там было варьете. А варьете тогда было только в трех-четырех крупных городах Украины. И вот наш «Марафон» приглашают в город Сумы на открытие огромного ресторанного комплекса «Театральный» с программой варьете. Для города это была культурная революция. У нас была классная команда с духовой группой и танцующими девчонками. Это были горячие и родные 80-е…
- В 1990 году с подачи моего друга клавишника шоу Владимира Преснякова Тараса Ващишина я оказался в высшей лиге московского шоу бизнеса в театре А.Б.Пугачевой. Первое отделение шоу открывали мы, группа «Провинция», где я пел свои (авторские) песни. Затем мы аккомпанировали Петровичу (Пресняков старший). Во второй части концерта Володя (Пресняков младший) блистал своим талантом с группой «Капитан». В общем, все мы - группа «Провинция», группа «Капитан», Пресняков старший и младший - были одной дружной командой. Это было незабываемое время. Дворцы спорта, стадионы, концерты в Белоруссии, Украине, Грузии, других республиках Советского Союза проходили «на ура». Казалось так будет всегда, но увы… Всему вина ГКЧП.
- Не могу не задать главный вопрос того времени: «А где Вы были 19 августа 1991 года»?!
- Августовский путч, как гром среди ясного неба, застал нас в Казахстане. Мы были на гастролях в Павлодаре. В гостиничном номере с экрана телевизора я услышал о случившемся перевороте в Москве. Естественная реакция на происходящее - страх. Мы еще не понимали, чем все это может закончиться.
Мне на всю жизнь запомнилась фраза Петровича (старшего Преснякова). Помню, сидим мы в гримерке перед последним концертом, я говорю: «Теперь все будет по-другому - у нас будет независимая Украина, у вас - Россия, границы, у каждого свои деньги…» А он мне: «А чему радоваться, Саша? Скоро будет, как в Индии. Будут очень богатые и очень бедные». Так и получилось.
Отработав тот незабываемый концерт на стадионе Павлодара, все разъехались по домам. Вскоре гастроли сошли «на нет». Артисты стали не востребованы. Начались лихие девяностые - годы выживания.
Некоторое время мы продолжали музыкальный марафон по Москве с моим другом Григорием Соколом. Он окончил Киевский театральный институт, классно пародирует и поет. Бороздили московские казино и рестораны. Выживали, как могли. Играть и петь приходилось все - от итальянских классических песен до Rock-n-roll(а), от романса до блатного шансона. Потом с гитарой в руках я работал в Польше, Германии, Австрии…
- Правда, что «Марафон» существует и сейчас?
- Да. Филармонии ушли в прошлое, стали модными корпоративные вечеринки и презентации. Пройдя «Крым, рым и медные трубы», до сих пор мы с Григорием Соколом работаем в дуете «Марафон»..
- С каким репертуаром выступаете?
- Мы работаем концертными номерами. Создаем правильную атмосферу мероприятия. В программе - песни с 80-х годов по сегодняшний день, песни «народов мира». Кроме того, Гриша – прекрасный пародист и мастер разговорного жанра.
Вообще для музыкантов сейчас период не из легких. Людям не до концертов и не до веселья – в стране война. Я планировал диск еще до Майдана. Потом всем стало не до музыки.
- Если провести аналогию с музыкальными стилями, какое время мы сейчас переживаем?
- Думаю, что Украина живет в стиле тяжелого рока. Рок – это крик души. Но на надрыве все время жить нельзя. Надо находить какие-то отдушины. Должны быть минуты радости. Жизнь не стоит на месте, жизнь – это дорога. Когда-то все образуется. Я верю в это.
Я очень сожалею, что так все случилось и очень эмоционально переживаю. Моему младшему сыну 17 лет, на войне погиб парень, которого он знал, - молодой совсем, из фанклуба сумского «Спартака». Это страшно.
Сейчас появляются песни, как бы «на злобу дня», в которых проглядывает желание пиарнуться на войне. Нельзя превращать эту тему в коммерцию. Нужно тонко все делать, но я пока не готов.
- Почему диск выпустили только сейчас, а не в то время, когда общались с Пресняковыми и пр.?
- Да не до этого тогда было. Были гастроли, эйфория. Честно говоря, у меня тогда и песен было не много, они даже не вошли в альбом.
Думаю, в скором будущем мы запишем еще один диск. Есть песни, уже идет работа в студии. Все будет зависеть от спонсоров.
- А как продвигается первый альбом? Как Вы его планируете раскручивать?
- Киевские FM-ки уже взяли в ротацию некоторые песни. Сейчас, тоже с друзьями, планируем отснять клип на последнюю песню альбома «Не виделись 100 лет». Я заметил, что она всем нравится, ее выделяют.
Как делается раскрутка? Обычно записывается одна хитовая песня, снимается клип и начинается мозговая атака - ее слышно везде и всюду. Я решил сделать по-другому: написать все, потом выбрать то, что больше понравится. Как пойдет – не знаю.
- В Сумах презентация планируется?
- Конечно, но пока не решено где.
- О чем Ваши песни и кому, на Ваш взгляд, они могут быть интересны? Каковы первые отзывы?
- Я романтик, поэтому мои песни – о вечном, о любви. Я не парился над тем, чтобы в альбоме был только рок, или только шансон, или… Я считаю себя универсальным музыкантом. Специально смешивал стили, чтобы каждый мог что-то выбрать для себя. Получился такой best-овский вариант.
Спектр широк. Например, первую песню «А помнишь как…» я немножко припопсил. Кто не любит попсу, отмечают «Вечерний блюз» и «Одноклассницу». Другим нравятся рок-н-ролльные композиции. А вот последний трек – «Не виделись 100 лет» почему-то нравится всем. Кстати, я эту песню не хотел включать в альбом. Она немного «латиноденсовая» и концептуально как бы стоит в стороне, поэтому я подвинул ее на 11-е место - в качестве бонус трека. Мне кажется, люди устали от тяжести в музыке, от долгой сложной мелодии. А тут все просто, как-то по-человечески душевно: «А мы не виделись сто лет, и я сказал тебе привет. А ты мне просто улыбнулась – вот и весь ответ…» Песня легко заходит и становится твоей. Кому ни дарю диск, все ее отмечают. Это приятно.
- Каков возраст Ваших потенциальных слушателей?
- Думаю, от тридцатки. Это люди с определенным жизненным багажом. Кто любит рок-н-ролл, блюз. Вообще мне нравится блюз, он вечен. Мой кумир – искрометнейший гитарист Стив Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan), он возродил блюз в 80-х годах. От его игры я просто «улетаю»…
- Когда Вы начали писать песни?
- В 90-х.
- А что идет сначала – музыка или стихи?
- Сначала музыка – ты что-то напеваешь (это называется «рыба»), потом начинаешь наращивать мясо, идет аранжировка. Как человек одевается, подбирая костюм, рубашку, галстук, точно так делается аранжировка. После чего причесываемся и душимся парфюмом, а все это в комплексе, что-то вроде сведения… Если текст, музыка, аранжировка и исполнение срастается, значит результат достигнут. Музыка рождается легче, потому что я музыкант, а рифму приходится добывать. Положить на музыку текст на первых порах было сложно. Потом как-то пошло-поехало. Вообще-то «я – поэт» – это слишком громко сказано. И сейчас бывает: ходишь неделю, мучаясь над одной фразой - не лезет и все. Приходится отбрасывать и ловить вдохновение заново. Для этого обязательно нужно уединиться, чтобы услышать себя изнутри. Поэзия – это язык души. Слышишь его только в тишине, когда никто и ничто не мешает.
- Выходит, многое зависит от окружения. Семья не мешает творческому процессу?
- Нет. Наоборот. В жизни я усвоил один важный урок – с понимающей женой–другом творческим людям легко и комфортно. Моя жена – это мой цензор. Когда я все сделаю, беру гитару, беру текст, иду на кухню и начинаю петь. Что касается музыки, советчики мне не нужны, а вот слова, отдельные фразы я на ней проверяю. Новую песню я всегда сначала пою ей. Она подсказывает, я анализирую и редактирую. Но в редактировании надо уметь останавливаться, т.к. усовершенствование – это процесс бесконечный. Если все очень хорошо – это тоже плохо, это обман, ведь жизнь на самом деле - штука не идеальная.
7 апреля в клубе «Astoria» состоялся концерт харьковской инди-поп-группы «PUR:PUR», которой восхищается «Rolling Stones», слушает «Vogue» и о которой пишет...
Джаз-группа «Maria Group» представила в Сумах свой дебютный альбом «Из тишины»... 1
В арт-кафе «Underground» выступала британская группа «The Death Of Her Money»...
Инструментальный ансамбль СумГУ отметил свой первый юбилей концертом в родном вузе...
Международный фестиваль классической и камерной музыки «Органум» отыграл большую часть концертов...