Беседа с сумским мастером резьбы по дереву, а также фотографом и художником Юрием Прогонным состоялась на открытии его выставки в отделе литературы по искусству универсальной научной библиотеки. На выставке, которую мастер приурочил к своему 50-летию, представлены резьба по дереву(вазы, шкатулки, фляга и пр.) и графика.
— Чем Ваши работы из дерева отличаются от работ других мастеров?
— Мне трудно сравнивать себя с такими признанными мастерами, как Виталий Шум или Александр Киселев, но, как мне кажется, у моих работ тоже есть свой стиль. В этом мне как раз и помогает занятие живописью и графикой, потому что одно дело если резчик берет чужой эскиз и делает работу в совершенстве, а другое — если сам придумал эскиз и воплотил его в жизнь.
— Как можно определить успех в вашем деле?
— Если честно, успехи мои пока скромные: все законченные работы представлены на выставке, которая проходит сегодня в Сумской универсальной научной библитеке. Но я не собираюсь оста-навливаться, планы достаточно амбициозные, много работ начато, некоторые пока только на стадии осмысления, проектированя.
— Часто люди интересуются: насколько дело или увлечение прибыльно?
— Честно говоря, совсем неприбыльно. Если рассматривать данное дело как заработок, то это бесперспективно. На сегодняшний день я занимаюсь тем, что мне нравится. И приятно, если то, что я делаю, доставляет радость не только мне, но и окружающим.
— С чего началось Ваше увлечение резьбой?
— Резьбой по дереву я занялся уже взрослым. Как всегда, это произошло практически случайно, поэтому информации о том, что взрослые люди могут заниматься творчеством, у нас практически нет. Себя я никогда не относил к творческим личностям: жизнь как у всех — школа, училище, армия, университет, работа на различных должностях, которые никоим образом не были связаны с творчеством. Как это часто бывает, мы все куда-то бежим, к чему-то стремимся, и на отдых, на какую-то самореализацию часто не хватает времени.
В 2010 году неожиданно для себя и большинства моих друзей начал заниматься живописью и графикой под руководством Владимира Николаевича Пойды, вместе с ним же были сделаны и первые шаги в резьбе по дереву.
В 2011 году я познакомился с Александром Ивановичем Киселевым и начал заниматься резьбой уже более серьезно. Все работы, представленные на выставке, сделаны под его руководством. Но, если честно, часто не так, как он советовал. За что от учителя получал нагоняй, но изредка и похвалу.
— Где и как можно освоить технику резьбы по дереву?
— Я понимаю, что многих может интересовать вопрос: где можно освоить технику резьбы по дереву? Можно ли этому научиться самостоятельно? Самостоятельно учиться можно, так как есть и литература, и много информации в Интернете, но лучше учиться под руководством опытного мастера. Я считаю, что мне с учителем повезло.
— Над чем работаете сегодня?
— Как я уже говорил, творческие планы у меня большие, много работ в стадии заготовок, некоторые в стадии эскизов. Среди работ, которые ближе всего к завершающей стадии, — фляга и блюдо, выточенное из экзотического (с точки зрения резьбы) дерева — шелковицы. Одно могу утверждать: следующие изделия не будут повторять уже сделанные.
— Какое дерево используете для своих изделий?
— Как и все, использую в основном липу, осину, ольху. Пробовал делать кухонную геометрическую дощечку на буке, хочу сказать, что тяжело. Очень твердое дерево, после работы над изделием болит не только рука, но и плечо. Есть опыт работы с березовым капом, кленом, шелковицей. Каждая порода дерева чем-то интересна. Я как-то попробовал на буковой дощечке делать геометрическую резьбу… Дело оказалось интересным, но трудным.
— Как Вы считаете, резьба по дереву — это только мужское дело?
— Чаще резьбой занимаются мужчины, потому что она требует определенных физических усилий. Часто, кроме резьбы, приходится заниматься заготовкой материала, изготовлением приспособлений, резцов. Но среди резчиков много женщин, и их работы практически всегда отличаются изысканностью и утонченностью.
— Помимо резьбы из дерева Вы еще занимаетесь и графикой…
— Я критично оцениваю свои успехи в рисовании. Занимаюсь не только графикой — у меня есть и живописные работы. Но графика, рисунок для меня большей частью инструмент, который помогает в резьбе и фотографии.
Ольга Сергеева
Юрий Прогонный с 2009 года серьезно увлекся фотографией, стал членом Сумского фотоклуба «Позитив», которым руководит Наталья Алексеевна Говорухина. Вместе с другими фотографами организовывал и участвовал в различных фотовыставках в Сумах, организовывал выездные выставки фотографии. Его работы экспонировались на выставках в Одессе и Кировограде.
С 2011 года начал заниматься в Изостудии Данченко под руководством Артема Алексеевича Водяника.