О дореволюционных извозчиках-«ваньках»сумчанам напоминает вот это граффити на ул. Воскресенская.
Вообще, лошадей сегодня мало в повседневной жизни города. «Живьем» их встретишь нечасто, а изображения этого животного надо еще поискать: конных памятников в Сумах нет, есть лишь одна скульптурная композиция да мозаики на стенах зданий.
А когда-то в жизни уездного города лошадь играла важнейшую роль, будучи основным средством передвижения. Поэтому в городе были и конюшни, и места выпаса лошадей, и места их продажи, и прочие «лошадиные» реалии.
Возможно, не все помнят, но еще в 1980-е гг. на дорогах города можно было иногда встретить этот архаизм — телегу, запряженную лошадью. Тогда дороги были заполнены автотранспортом куда меньше, чем сейчас, и такой неторопливо ползущий транспорт никому не мешал. Сегодня живую лошадь, за редкими исключениями, можно увидеть разве что посетив конно-спортивную школу на Веретеновке. С нее и начнем наш обзор «лошадиных» мест в Сумах.
Сумская конноспортивная школа существует с 2005 г. и занимает 4,3 га площади на Веретеновке, где находятся конноспортивное поле, теплые стойла на 114 лошадиных голов, здания админкорпуса, гаражей, сенника, зернохранилища. В школе на бесплатной основе занимается 200 человек в возрасте 10-21 года.
Племенные спортивные животные, которых в школе сегодня 72, в основном частных владельцев, хотя 10 племенных кобыл были приобретены школой в коммунальную собственность.
Помимо спортивного направления работы школы, здесь практикуются оздоровительные занятия с детьми. Известно, что катание верхом является своего рода массажем для органов таза, а общение с животными позитивно сказывается на состоянии нервной системы детей. Лечение с помощью лошадей даже имеет свое научное название — гиппотерапия.
В Сумах существует также конная милиция, которая ведет патрулирование в теплое время года. Милицейские лошади тоже размещаются на территории конноспортивной школы.
Кавалерийский взвод батальона патрульной службы милиции был создан в 1991 г. на базе областной конноспортивной школы, а впервые конная милиция на улицах города появилась в 1992 г. Правоохранитель на лошади пройдет там, где не проедет автомобиль, а расстояния для пешего патруля слишком велики. Речь идет о пересеченной местности на городских окраинах и за городом, где любят, порой весьма бурно, отдыхать сумчане. А вот редкое появление конников в центре города далеко не всегда радует — кони оставляют «сюрпризы», которые прохожим приходится обходить.
Лошади, пони и ослики, которые катают детвору и взрослых на новогодних праздниках в этом году, «прикомандированы» к детскому парку «Сказка», хотя сейчас радуют народ на пл. Независимости.
Несколько лошадей мы обнаружили в сюжетах монументальных панно, украшающих стены детских учреждений города. Например, игрушечный конь-качалка изображен на одной из стен нынешнего Центра внешкольного образования и работы с одаренной молодежью. Это работа Валерия Эйсмонта — одного из первых сумских художников-монументалистов. По его эскизу, например, сделаны мозаики на фасаде городской детской больницы на ул. Троицкая и на летней эстраде в городском парке, а также многие другие монументальные работы.
На стене детского сада на ул. Прокофьева также можно обнаружить коня — точнее, сказочного Конька-горбунка, больше похожего на ослика. Это тоже работа Эйсмонта. Возможно, кони «прячутся» и в оформлении других учреждений — чтобы их обнаружить, стоит быть повнимательнее.
Среди немногочисленных изображений лошади, которые можно увидеть на улицах Сум, первой на ум приходит скульптурная композиция «Партизанский рейд», установленная на бывшей Красной, а теперь Покровской площади. Композиция посвящена знаменитому рейду Сумского партизанского соединения под командованием Сидора Ковпака от Путивля до Карпат и изображает эпизод из суровых партизанских будней: пушка, запряженная лошадьми, увязла колесами в грязи, и партизаны пытаются ее вытащить. Эту композицию ее автор Михаил Лысенко, имя которого теперь носит детская художественная школа, создал в 1947 г. для республиканской выставки «Партизаны Украины против немецко-фашистских захватчиков», и она замышлялась как станковая (в отличие от монументальной, не связанная с архитектурой и не предназначенная для размещения вне помещений), но все же ее по-считали достаточно подходящей для того, чтобы украсить сквер. Она была установлена в 1960 г., правда, не там, где находится сейчас, а ближе к тому месту, где когда-то стояла Покровская церковь.
В 2008 г., когда фундамент разрушенного храма откопали, а позже снова засыпали, обозначив плиткой, памятным знаком и часовенкой, «Партизанский рейд» перенесли ближе к перекрестку. Это место, на наш взгляд, для композиции более выгодно: она здесь более заметна. Правда, новый фундамент делали явно не под скульптуру — в отличие от более изящного оригинального, это «надгробие» не слишком сочетается со скульптурой.
Михаил Лысенко — уроженец села Шпилевки, расположенного недалеко от Сум по лебединской трассе. Получив в двухлетнем возрасте тяжелую травму, Миша был долгое время прикован к постели, оторван от обычных детских забав и в сельскую школу пошел с опозданием. Зато у него было время для занятий лепкой: глина в его руках превращалась в фигурки людей и животных. Мальчика, который позже учился, находясь в Сумском детском доме, заметил основатель Сумского художественного музея Никанор Онацкий, став первым учителем. Позже Лысенко учился у более именитых скульпторов — Ивана Сиверы и Леоноры Блох. Среди известных работ Лысенко есть и посвященные партизанам, и те, где изображена лошадь (например, памятник С. Ковпаку в Путивле и конный памятник Н. Щорсу в Киеве).
Отдельное слово стоит сказать о сумских извозчиках, которых теперь можно увидеть только на старых фотоснимках. В народе наемные экипажи назывались «ваньками». Известно, что по состоянию на 1904 г. пассажиров обслуживало 250 извозчиков, а в 1913 г. их насчитывалось уже около 358. Проезд стоил от 50 коп. по городу до 1 рубля на дальние расстояния, что в переводе на наши деньги было довольно дорого (хотя Антон Чехов писал из Сум брату, что извозчики здесь дешевые). Извозчики имели номера, украшенные гербом города. С 1900 г. правила извоза устанавливались земскими учреждениями, которые могли брать с извозчиков сбор в пользу города.
Основными местами, где стояли «ваньки» в ожидании пассажиров, были Покровская и Ильинская площади. После революции, когда вышел запрет на личное владение лошадьми, «ваньки» исчезли как явление.
В Сумах существует несколько мест, так или иначе связанных с лошадьми. Неудивительно: ведь до самой середины прошлого века основным транспортом в городе был конный, а значит, лошадей где-то содержали и выпасали, а также покупали и продавали.
Конная площадь в Сумах находилась там, где сегодня располагается Сумской автовокзал. Это название сохранялось аж до 1952 г., когда площадь переименовали в ул. Н. Баумана — героя революции. Сейчас бывшая Конная площадь разделена на ул. Баумана и пл. Жертв Голодомора.
Конная площадь появилась в Сумах в начале XX в. на землях Выгонного поселения Засумки, получив название от Конного рынка, располагавшегося на этом месте. Конный рынок, а также Сенной (там продавался фураж, кроме того, птица и другая мелкая живность), находившийся на ул. Ильинская, работали не ежедневно, а в определенные дни.
Крестьянский конь в начале XX в. стоил 140 руб., т.е. довольно дорого.
Выгонное поселение Засумка появилось за городской чертой во второй половине XIX в. В этот период земли, на которых выпасали скот, в том числе и лошадей, начали застраиваться жилыми домами: население города неуклонно росло. Аналогичная судьба также у Холодногорского выгона, на месте которого возникли ул. Выгоннопоселенская, 8 Марта, Добровольная и др. А за нынешним ликеро-водочным заводом, в районе «Липок», начинался Петропавловский выгон, тянувшийся до Петропавловского кладбища. Здесь находились «абиссинские колодцы», т.е. скважины, подающие воду подземных горизонтов с помощью ручных насосов. Позже выгон стал использоваться для проведения смотров строевой подготовки воспитанников Сумского кадетского корпуса.
Известно, что сено для сумских лошадей заготавливали на левом берегу Псла. До второй половины XX в. левобережье Псла было мало заселено, а пространство до «мясокомбинатовской горки», представлявшее собой пойму реки с остатками ее стариц, весной затапливалось. Зато летом здесь вырастала густая сочная трава, которую и косили на прокорм скоту. А в районе Гусинцев во время пребывания в Сумах размещались кочующие цыганские таборы.
При каждой усадьбе и при многих общественных учреждениях, владельцы которых располагали собственным транспортом, имелись конюшни. Некоторые из них и сегодня сохранились — правда, уже не в первозданном виде. Старые конюшни перестроены и превращены в помещения другого назначения. Например, в старых конюшнях кадетского корпуса когда-то в советское время были начальные классы школы и детский сад, куда ходили дети военнослужащих, живших в военном городке.
В конюшнях усадьбы Сухановых, а затем Сумовских (ул. Петропавловская, 54, ул. Октябрьская, 9), в главном доме которого расположился Институт прикладной физики, теперь находится Сумской ОБОП и частные структуры. Существенно достроены и конюшни усадьбы Харитоненко (ул. Троицкая, 4), реконструкцию которой, увы, никак не завершат. Как в первом, так и во втором случае бывшие конюшни стали двухэтажными.
ГостьЭто я
Мне рассказывали, что во дворе Дома одежды (что расположен за Киевским универмагом) по улице Кооперативной была конюшня кажется Харитоненко. В советское время в ней располагался склад галантерейной продукции.