«Маска-рад» — масштабный спектакль Луганского академического областного русского драматического театра, в котором задействована даже директор труппы Галина Михайлюк-Филиппова, сыгравшая баронессу Штраль (в центре).
После овации, устроенной сумчанами впервые побывавшим в Сумах луганским артистам, члены жюри огласили победителей в семи номинациях. (Следующий «Чехов фест» организаторы обещают сумчанам осенью 2014 года.)
Жюри фестиваля во главе с главным продюсером телеканала «Видикон» Наталией Черкасенко, следуя совету А.П.Чехова (Нельзя опускаться до уровня толпы, а нужно поднимать зрителя), победу сразу в двух номинациях отдало Киевскому академическому театру драмы и музыкальной комедии на Левом берегу за спектакль «Три сестры», который как минимум треть зала не смогла досмотреть до конца. Киевляне признаны лучшими в номинации «Момент истины» за лучшую режиссерскую находку и награждены за лучшее оформление спектакля.
Львовский академический театр им.Леся Курбаса за спектакль «Амнезия, или Маленькие семейные преступления», вызвавший в зале мощнейший эмоциональный всплеск, получил диплом в номинациях «Мгновение восторга» и «Мгновение музыки» — за лучшее музыкальное оформление.
Спектакль «Чумаки» Сумского академического областного театра драмы и музыкальной комедии им.Щепкина одержал победу в номинации «Мгновение прекрасного» за лучшую сценографию. До этого премьерный спектакль 2012 года прошел с успехом в Кировограде.
— Здесь есть лирика, трагедия, комедия; зло рядом с добром, смех рядом со слезами — ничего не разделено тупо. А заканчивается все традиционно для нашей классики — хэппи эндом, — говорит исполнитель одной из главных ролей Сергей Федосенко.
Монолог Народного артиста Валентина Бурого «О вреде табака» в постановке «О любви» Сумского ТЮЗа получил признание жюри в номинации «Миг откровения», в которой оценивалось актерское мастерство. В.Бурый разделил славу актера-героя с московским гостем Алексеем Багдасаровым, сыгравшим моноспектакль «Толкователь Апокалипсиса».
Победа в номинации «Мгновение движения» за лучшую пластику и хореографию досталась Луганскому академическому областному русскому драматическому театру им.Луспекаева, обеспечившему фестивалю очень яркий, просто незабываемый финал.
Алексей Кравчук, представивший на первом «Чехов фесте» спектакль «В ожидании Годо» по Сэмюелю Беккету в исполнении Львовского академического театра им.Леся Курбаса, на сей раз дал Сумам «Маска-рад». Луганчане предложили оригинальную трактовку классического лермонтовского текста: их «Маска-рад» — трагическая история любви вне времени. Действо подкупает предельной четкостью — от филигранно выписанных образов героев, хореографии, музыкального сопровождения (в постановке звучит музыка российской группы «АукцЫон») до декораций и костюмов. Последние решены в трех контрастных цветах — белом, черном и красном. Три огромных зеркала создают впечатление порталов. Диалоги героев (особенно Арбенина и его жены Нины) настолько профессионально отточены и глубоко прочувствованы, что стихотворный текст, включающий лексические обороты позапрошлого века, воспринимается как единственно актуальный здесь и сейчас. Подкупает пластика актрисы, сыгравшей главную героиню.
Центр современного искусства «Новая сцена» из Харькова в ТЮЗе 21 ноября предложил сумчанам чеховскую «Чайку». Хотя, как признался режиссер и руководитель «Новой сцены» Николай Осипов, постановка называется «Любовь с видом на озеро». Харьковчане, придерживаясь чеховского текста, сыграли довольно динамичную современную пьесу с современными героями. И даже с сенсорными эффектами: со сцены в зрительный зал долетали брызги воды из «озера» и доносился запах сигарет, которые курила главная героиня.
До этого спектакль показывали только в Харькове.
— «Чайка» — это такое произведение, которое рассказывает, кто ты сегодня. Наша «Чайка» — это чеховская «Чайка», а не тот авангард: давайте придумаем что-нибудь непохожее. Это классическое произведение. Мы должны произнести текст и ждать отзыва зала: он возникнет или нет. Ведь театр — это обмен энергией, — говорил накануне спектакля Николай Осипов.
Харьковский театр приехал в Сумы впервые и, судя по реакции зала, нашел своих почитателей, хотя зачем понадобилось одевать героев в последнем акте почти что в костюмы астронавтов, для многих осталось загадкой.