С прозрачностью покончено. Теперь в конвертах будут «крутиться» не тендерные предложения, а откаты.
Принятый Верховной Радой Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок», №9634, фактически выводит из-под контроля налогоплательщиков государственные закупки на сумму около 250(!) млрд. грн. в год.
В Сумах Закон коснется «Сумыхимпрома», «Дорремстроя» и др. госпредприятий, которые теперь смогут тратить десятки миллионов гривен без всяких тендеров.
Вот как оценивает принятый Радой Закон №9634 Юрий Николов (в прошлом сумской журналист, а ныне один из создателей и авторов сайта «Наші гроші», специализирующегося на раскрытии нарушений при госзакупках):
— Воры протащили через парламент самый коррупционный в истории Украины закон. Ничуть не преувеличиваю: в «тень» выводится сумма, равная всему госбюджету Украины. Если Янукович не наложит вето на принятый 4 июля в парламенте законопроект №9634, то будем иметь такую картину маслом: все государственные предприятия различных форм собственности (казенные, акционерные с долей государства более 50%, а также коммунальные предприятия) смогут проводить закупки, совершаемые за так называемые «собственные средства» без учета Закона о госзакупках. Подобная участь может ожидать и учебные заведения, для которых Министерство образования просит отдельного исключения из-под сферы действия тендерного закона. Коснется ли эта тема УАБД — покажет время: уж больно непонятен статус Нацбанка и его дочерних предприятий в нашем законодательстве. По данным Госкомстата, в 2011 году в Украине было проведено тендеров на 325 млрд. грн. Из них около 250(!) млрд. пришлось на тендеры, проведенные за счет собственных средств госпредприятий. В этом году цифры будут еще больше, по-скольку за первые шесть месяцев этого года уже проведены тендеры на 307 млрд. грн. После вступления в силу Закона №9634 информация о сделках госпредприятий больше не будет публиковаться в «Вестнике государственных закупок». У украинцев отбирают возможность узнавать о таких аферах, как «межевые колышки Юры Енакиевского за 5 миллиардов для Центра земельного кадастра» (госпред-приятие собиралось купить их по бешеной цене, но под давлением общественности правительство отказалось от распила), «малина по 672 гривни для президентской столовой» (госпредприятие «Гарант-Сервис» законтрактовало фрукты и овощи вдвое дороже их рыночной стоимости), «пафосный вертолет Augusta для Януковича» (государственное авиапредприятие «Украина» арендует его за «собственные деньги»). Анализируя контракты госпредприятий, мы чаще всего сталкиваемся с откатами в размере 25% при закупке самых разных товаров и услуг. Лично у меня нет сомнений: при выводе госпредприятий из-под действия тендерного закона эта четверть вырастет до трети общей суммы. Ведь воровать станет безопаснее. Треть прошлогодних 250 миллиардов госпредприятий — это 80 миллиардов, «распиленных» в уютной тиши кабинетов и выведенных в оффшоры. Именно поэтому Закон №9634 является самым коррупционным в истории Украины. Ни один закон не позволял ежегодно(!) «пилить» суммы, сопоставимые с годовым бюджетом страны! Причем «пилить» смогут только те, кто имеет возможность влиять на госпредприятия — от Януковича и по нисходящей вертикали власти. Голосовали за его принятие фракции Партии регионов, Компартии, Блока Литвина и часть «тушек».
Отрицательно оценивает закон и Олег Медуница, глава Бюро анализа политики, которое отслеживает госзакупки в Сумской области.
— Новый закон позволяет государственным и коммунальным предприятиям тратить собственные деньги без тендерных процедур. Но фактически невозможно практически разобрать, где свои деньги у предприятия, а где бюджетные. Вот если «Дорремстрой» будет расходовать деньги на ремонт дорог, выделенные ему из бюджета, это будут заработанные или нет? Так что считаю: принятие этого закона послужит поводом для манипуляций. Мы не увидим теперь, как будет расходовать деньги «Сумыхимпром», который был замечен в том, что закупал сырье у одного поставщика. По Закону «О публичной информации» предприятия могут не отвечать нам на запросы о тендерах, а теперь они смогут не давать информацию в «Вестник государственных закупок». То есть информации стало еще меньше. Сомневаюсь, что этот закон даст толчок развитию экономики благодаря ускорению прохождения тендерных процедур, как написано в его обосновании. Можно было упрощать процедуры, но не убирать их.
В первом полугодии этого года в исполком Сумского горсовета поступило 155 запросов на информацию.
По данным горуправления информационно-аналитической работы, больше всего запросов было подано от физических лиц — 95. От юридических — 26 запросов, от объединений граждан без статуса юридического лица — 19. Средства массовой информации за этот период обратились в исполком с 10 запросами. От органов власти высшего уровня городской совет получил для рассмотрения 5 запросов.
Чаще всего запросы поступали на личном приеме (84), по электронной почте (34) и обычной почте (33). По факсу было получено 3 запроса, по телефону — лишь 1.
Из 155 запросов 148 были удовлетворены, по 4, в соответствии с действующим законодательством, было отказано, 2 отправлено другим распорядителям информацией, а еще один (на конец июня) разрабатывался чиновниками.
По сути запросов наиболее интересной для спрашивающих была информация в сфере ЖКХ, земельных отношений, строительства, экономики, использования бюджетных средств, статистическая информация и другое.
Напомним: в 2011 году, с момента введения в действие Закона Украины «О доступе к публичной информации», в мае исполнительный комитет Сумского городского совета получил 238 запросов на информацию.
Сайт «Наші гроші» с 2010 года занимается отслеживанием распределения бюджетных средств, используя прежде всего официальную открытую информацию «Вісника державних закупівель» (его интернет-сайт), куда законодательство обязывает выкладывать данные по проводимым в Украине тендерам. С подписанием Закона №9634 не будет тендеров — не будет и информации.
Аналогичный сайт «РосПил», посвященный борьбе со злоупотреблениями в госзакупках, работает с 2010 г. и в России. Его создатель Алексей Навальный сейчас является одним из самых популярных оппозиционных политиков. Проект работает по следующей схеме: пользователи сайта выявляют предполагаемые коррупционные закупочные конкурсы (как правило, с помощью официального портала госзакупок), профессиональные эксперты оценивают конкурсы с точки зрения возможной коррумпированности, юристы проекта на основе проведенных экспертиз пишут жалобы в контролирующие органы с целью отмены коррупционных закупок.