Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об автомобильном транспорте» вступил в силу 7 апреля текущего года. Одной из главных причин ужесточения законодательства в отношении перевозчиков стал резкий рост аварийности на дорогах. Что конкретно изменилось, «Данкору» рассказали в территориальном управлении Глававтотрансинспекции и отделе ГАИ в Сумской области.
В соответствии с новой редакцией Закона «Об автомобильном транспорте», штраф за отсутствие документов, обязательных для оказания услуг по перевозке пассажиров или грузов, составляет 1700 грн. (раньше был 170-340 грн.). За перевозку пассажиров на маршруте больше 500 км одним водителем предусмотрен штраф в размере 510 грн. (раньше — 170 грн.), а вот штраф за отказ от перевоза льготников остался прежним — 170 грн.
Что касается таксистов-нелегалов, то за эксплуатацию автомобиля как такси без оформления лицензии и лицензионной карты им грозит штраф в размере 1700 грн. А если лицензионная карточка оформлена, но при себе у водителя ее нет (забыл и т.п.), придется заплатить 510 грн. До вступления в силу новой редакции Закона за подобные нарушения материальной ответственности не было вообще.
Невыполнение перевозчиками или их представителями предписаний органов госконтроля относительно устранения нарушений транспортного законодательства карается штрафом в размере 680 грн. (ст.60 Закона «Об автомобильном транспорте").
В Законе разграничены функции Главной автотранспортной инспекции и государственной автомобильной инспекции (ГАИ).
Последняя контролирует соблюдение правил дорожного движения.
Как сообщил первый замначальника территориального управления Глававтотрансинспекции в Сумской области Михаил Сипун, на территориальные управления Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте возложены функции оформления документов для выдачи лицензий, контроль за соблюдением транспортного законодательства, а также обеспечение безопасности перевозки грузов и пассажиров. Право налагать штрафы за нарушение транспортного законодательства имеют должностные лица территориальной инспекции. Кроме того, эта инспекция получила право осуществлять новый вид проверок — рейдовые. Раз в квартал на определенные участки дороги и маршруты государственные инспекторы могут нагрянуть без предупреждения и проверить соблюдение законодательства. На месте выявления нарушения будет составляться протокол или акт (в зависимости от вида нарушения), который передается начальнику территориального управления инспекции на рассмотрение. Нарушителя пригласят в управление (ул.Роменская, 79/1), где проведут разбор нарушения и принимут соответствующее решение. При отказе нарушителя добровольно уплатить штраф им займутся государственные исполнители.
Особое внимание в новом Законе уделяется легковым такси. Теперь такси в обязательном порядке должно иметь: в салоне — действующий таксометр и красно-зеленый фонарь в верхнем правом углу лобового стекла, на крыше — фонарь только оранжевого цвета с шашечками, на дверях с обеих сторон — композицию из черных квадратов, расположенных в шахматном порядке.
Перевозчику также необходимо при оформлении лицензионной карточки зарегистрировать авто в межрайонном эксплуатационном отделе ГАИ (МРЭО) как такси. Только при такой экипировке машины ее хозяин сможет получить лицензию или лицензионную карту на перевозку пассажиров. Если этого нет, клиент должен понимать, что садится к нелегалу.
Если машина не оборудована должным образом, ей запрещена стоянка на специально отведенных местах для ожидания пассажиров такси. Кроме того, владельцам такси запрещено хранить авто в жилых зонах, а только на специально оборудованных стоянках.
Еще осенью прошлого года по стране прокатилась волна забастовок против данных норм, однако Верховная Рада проигнорировала требования таксистов, сняв только часть положений, касающихся возраста автомобилей и ряда технических вопросов.
Справка: С 7 апреля (день вступления в силу новой редакции Закона «Об автомобильном транспорте") по 30 апреля Территориальное управление Глававтотрансинспекции в Сумской области наложило на перевозчиков штрафов на сумму 52,3 тыс. грн.
Анатолий Голивец, начальник отдела лицензирования территориального управления транспортной инспекции в Сумской области:
— На сегодняшний день в Сумской области по лицензии работают 1600 перевозчиков. Глававтотрансинспекция была создана год назад, и за время ее работы в Сумской области 49 автомобильных перевозчиков были лишены лицензии на год.
Главная причина — невыполнение лицензионных условий. Срок действия и цена лицензии с принятием нового закона не изменились: она выдается на пять лет и стоит 340 грн. (независимо от количества машин, имеющихся у перевозчика).
Сергей Приходько, замначальника отдела ГАИ в Сумской области:
— После опубликования Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об автомобильном транспорте» многие киевские СМИ стали распространять информацию о том, что закон ограничил права ГАИ относительно технического осмотра транспортных средств, ссылаясь на ст. 23 «Закона об автомобильном транспорте». Что, на мой взгляд, безосновательно.
В ст.23 сказано, что процедуру техосмотра может проводить «субъект хозяйствования, уполномоченный в устанавливаемом правительством порядке», что было и раньше. Согласно установленному порядку, который никто не отменял (постановление Кабмина ь141 «Об утверждении правил проведения государственного технического осмотра автобусов, автомобилей, мототранспорта и прицепов"), техосмотр осуществляется на станциях техобслуживания (СТО), имеющих соответствующие лицензии, с участием сотрудников ГАИ, к тому же СТО выдает владельцу авто только диагностическую карту, а талон техосмотра выписывает только ГАИ.