По информации областного управления по делам защиты прав потребителей, в Сумах довольно много «нечестных» торговых точек. Отличаются они только степенью обсчета: где на 10 копеек, а где и на 10 гривен.
Алла Степаненко, заведующая сектором Сумского областного управления по делам защиты прав потребителей, рассказала «Данкору», как обманывают покупателей в сумских супермаркетах. По ее словам, как правило, в магазинах самообслуживания товары продаются уже расфасованными. На упаковках наклеены стикеры (ценники), где указано наименование товара, его стоимость за 1 кг, фактическая масса товара и его фактическая стоимость.
В октябре при проверке одного из супермаркетов специалистами управления по делам защиты прав потребителей оказалось, что фактическая стоимость простикерованных товаров, особенно колбасных изделий, завышена от 1 до 3 гривен. На стикере указана масса товара, например, 0,514 кг, а контрольные весы показали 0,440 кг (при стоимости колбасы 30,65 грн./кг обсчет составил 2,26 грн.). Руководителя предприятия и само предприятие оштрафовали и предписали устранить нарушения. В установленный срок предприятие никакой информации об устранении нарушений в управление по делам защиты прав потребителей не представило и штраф не заплатило. Повторная проверка 12 декабря показала, что нарушения в гастрономическом отделе так и не устранены, а обсчет покупателей на колбасе возрос до 3,5 грн. Руководство магазина объяснило это тем, что колбаса очень быстро усыхает и теряет свою массу.
Каковы бы ни были причины, потребителя обсчитывать нельзя. Поэтому управление предписало временно закрыть гастрономический отдел супермаркета. Все колбасные изделия сняты с реализации и перестикерованы.
В настоящее время нарушения в этом магазине устранены. Изменена система реализации колбасных изделий. Товар взвешивается каждое утро. Его масса указывается с учетом усыхания — на 2-3 г меньше. В торговом зале установили контрольные весы, на которых каждый покупатель может проверить точность веса товара. Данное предприятие находится на контроле в управлении и периодически будет проверяться.
Во избежание обсчета сотрудники областного управления защиты прав потребителей рекомендуют покупателям проверять массу выбранного товара на контрольных весах, которые обязательно должны находиться на рынках и в торговых залах магазинов.
Если в посещаемом вами магазине нет контрольных весов, сообщите об этом в управление по делам защиты прав потребителей.
По вашему требованию вам обязаны выдать чек (как в магазине, так и на рынке) для проверки точности расчетов с вами. Не отходя от кассы, сопоставьте количество указанных в чеке товаров, их стоимость с купленными вами. Иногда случается, что вместо купленной шоколадки в чеке указана коробка конфет.
Специалисты по защите прав потребителей во время проверки предприятий общественного питания сделали контрольную закупку в закусочной на ул.Соборная. Как рассказала Виктория Рыжкова, ведущий специалист областного управления по делам защиты прав потребителей, в отпущенные блинчики на сумму 23 гривни начинки недоложили на 9 грн. 54 коп., что составляет 41 процент стоимости товара.
По данным областного управления, в ходе проверки одного из кафе на ул.Красная площадь в заказанные специалистами блюда на сумму 41 грн. 82 коп. недоложили продуктов на 5 грн. 45 коп.
Обсчитывают практически в каждом заведении общественного питания. Если вы решили покушать в общепите, обращайте внимание на блюда, которые вам подают. В меню должны быть указаны ингредиенты и масса блюда. Даже визуально можно определить, сколько компонентов в поданном вам блюде и какова масса отбивной, к примеру. Если вам кажется, что вас обманывают, вы имеете право попросить перевзвесить блюдо на контрольных весах даже в ресторане.
Понятие «стоимость минимального заказа» законодательством Украины не предусмотрено. «Заведения, ограничивающие стоимость минимального заказа, нарушают закон», — утверждают специалисты по защите прав потребителей.