Начальник отдела лицензирования территориального управления автотрансинспекции Анатолий Голивец сообщил, что в Сумах работает 14 служб такси, из которых только три владеют машинами (около 250 авто). Реальное число такси в городе превышает полтысячи. По словам А. Голивца, разницу составляют машины, владельцы которых не имеют лицензии. Они заключают договор со службами такси о покупке информации о месте нахождения пассажира и зарабатывают себе в карман, обходя налоговую службу. В безлицензионных такси обычно нет таксометров. Не всегда соблюдают их водители и другие требования: ежедневный предрейсовый медосмотр и профессиональную проверку технического состояния авто.
На вопрос корреспондента, почему нарушителей не наказывают, А. Голивец ответил, что причина в несоответствии налогового и автотранспортного законодательств.
— По линии налоговой службы при работе на едином налоге таксометр не нужен, а по Закону об автомобильном транспорте его наличие обязательно, сказал А.Голивец. По мнению, замначальника управления автотрансинспекции Михаила Сипуна, если перевозчик не является субъектом предпринимательской деятельности, привлечь его к административной ответственности не представляется возможным.
Ответить на вопрос, «за сколько подкинешь», согласно закону об автомобильном транспорте, может только таксометр. Отсутствие такового в машине — нарушение, грозящее перевозчику (предпринимателю) штрафом в 340 грн. Счетчик должен находиться в доступном для пассажира месте, чтобы во время поездки можно было видеть его показания. К сожалению, больше половины сумских такси счетчиков до сих пор не имеют.
В автотрансинспекции «Данкору» объяснили, что о плановых проверках инспекция, согласно законодательству, оповещает службы за 5-10 дней.
Очевидно, машины без таксометров на время проверки скрывают. Насчет таксометров не стоит обольщаться.
Некоторые водители умудряются мухлевать и при наличии счетчика, как в анекдоте: «Водитель, что-то у вас счетчик слишком быстро мотает! — Сообразительный достался».
К тому же в большинстве служб такси установлена минимальная цена заказа (в среднем 6 грн.). Если вы прокатились по показаниям счетчика, например, на 4 грн., заплатить придется больше.
В Киеве в каждой диспетчерской существует «черный список» клиентов. Когда такой клиент звонит и делает заказ, ему под благовидным предлогом отказывают (нет свободных машин, машина по дороге сломалась, попала в пробку и т.п.). О том, есть ли в сумских службах такси «черные списки», «Данкору» рассказала, заместитель директора «Импульс такси» Надежда Мозговая:
— Да, в диспетчерской висит список адресов, по которым машины мы не подаем. В основном отказываемся обслуживать тех, кто в прошлый раз не рассчитался с таксистом. На сегодняшний день в этом списке около 15 адресов. Предлогов отказать диспетчер не ищет, а просто говорит: «Извините, вы еще за прошлую поездку не расплатились».
Михаил Сипун, замначальника территориального управления Глававтотрансинспекции в Сумской области:
— Согласно Правилам предоставления услуг пассажирского транспорта, водитель такси должен открыть перед пассажиром двери автомобиля и закрыть их после высадки клиента. За рулем запрещено курить, есть или пить. Если вы выходите из такси и просите водителя подождать, нужно внести предоплату, оговорив ее с таксистом. При этом пассажир должен сказать, через сколько минут вернется. В случае задержки таксист может уехать.
Если во время поездки автомобиль сломался, водитель обязан вызвать другую машину или пересадить пассажира в попутное такси — обеспечить прибытие клиента в конечный пункт.