Дело расследует департамент борьбы с экономической преступностью МВД Украины. Процессуальное руководство над досудебным расследованием осуществляет Генпрокуратура. Об этом «Данкору» сообщили в Генпрокуратуре Украины.
Как выявили правоохранители, на международном таможенном посту «Бачевск» Сумской таможни работала так называемая схема «прерванного транзита». Суть ее заключается в том, что на таможенную территорию Украины в режиме «транзит» ввозится дорогостоящий товар, якобы предназначающийся для вывоза в Россию. Но на самом деле товар реализуется в Украине, а в РФ путем подделки документов вывозится совсем другой товар, в разы меньшей стоимости.
Так, из Турции транзитом через Бачевск на автомобилях, как правило, украинских перевозчиков (к примеру, ФЛП Малеваный Сергей Васильевич, Черновцы; ЗАО «Фрахттранссервис», Мариуполь, ООО «Азов Транс Сервис», Запорожская обл.), а иногда и российских (например, ООО «Пешка Т», Калининградская обл. г. Советск) перемещаются грузы одежды. Вес грузов обычно 23-24 тонны, а их реальная стоимость — $ 100-150 тыс. Грузы якобы направляются в Москву, в частности ООО «МЕРИДИАН», зарегистрированному по адресу: Москва, ул. Хачатуряна, д.12-1, ООО «ИНТЕГРАЛ» (Москва, ул. Довженко, д.6), ООО «Торговый дом "Правэкс"» (Москва, Можайское шоссе, 25).
Груз, предназначающийся указанным получателям, проходит таможенное оформление в «Бачевске» как выехавший с таможенной территории Украины. Однако каким-то чудом на таможенную территорию России автомобили въезжают уже не с одеждой общей стоимостью больше $ 100 тыс., а с грузом а-ля ткань, весом в два раза меньше и стоимостью $ 25-30 тыс.
Как подобное может произойти? Остается только предполагать, что на таможенной территории Украины происходит замена ликвидного товара недорогим грузом.
При этом во время выезда с таможенной территории Украины через «Бачевск» водители автомобилей, на которых перевозились грузы, оформляли у частного предпринимателя Дмитрия Давыденко, а также ООО «Укртрансагент» и «PST Украина» электронные гарантийные документы, которые выписываются при транзите по территории Таможенного Союза и при вывозе товаров с таможенной территории Украины на таможенную территорию РФ.
Этими гарантийными документами перевозчики информировали таможенные органы России о намерении ввезти на ее территорию ткани и другие товары (по каждой поставке) весом около 12 тонн. То есть водителям, скорее всего, было известно, что фактически они вывозят с таможенной территории Украины не одежду.
Только с апреля по ноябрь текущего года благодаря этой схеме «прерванного транзита» на таможенную территорию Украины, по данным источника из правоохранительных органов, было пропущено около 100 автомобилей с одеждой. Предварительно ущерб, причиненный Украине схемой лжетранзита, составляет около $20 млн. То есть, с одной стороны, экспортеры экономят сотни тысяч долларов на таможенных сборах и платежах, в результате чего госбюджет недополучает деньги, которые должны уплачиваться при ввозе товара на территорию Украины. А с другой — хорошие бонусы падают в карман таможенников, контролирующих схему.
Благодаря тому что эта информация была обнародована в Интернете, по факту злоупотреблений должностными лицами таможни было открыто уголовное производство. (Корреспондент «Данкора» уже давал показания в качестве свидетеля по данному производству следователю прокуратуры Сумской области.)
Вслед за лжетранзитом одежды таможенный пункт пропуска «Бачевск» прославился псевдоэкспортом ДСП. Под видом древесных изделий через этот пункт пропуска экспортировался сыр. Факт незаконного экспорта выявили пограничники.
Сумским пограничникам удалось задержать один автомобиль, в котором под видом древесно-стружечной плиты везли в Россию сырный продукт. Всего же на «Бачевске» оформлялось 8 машин с подобным грузом. Следует отметить, что ДСП зачастую используется контрабандистами как товар-прикрытие.
По информации пресс-службы Сумского погранотряда, у пограничников вызвал подозрение грузовой автомобиль «mercedes» латвийской регистрации, который следовал в Россию через пункт пропуска «Бачевск». Согласно документам, гражданин Латвии, который был за рулем автомобиля, вез в Россию ДСП стоимостью чуть более $2 тыc. долларов. Но во время переосвидетельствования автомобиля с участием сотрудников СБУ было выявлено, что вместо ДСП в автомобиле находится 24,3 тонны сыра, предварительная стоимость которого составляет 1,215 млн. грн. В связи с этим груз был задержан, факт нарушения таможенных правил запротоколирован и по нему сейчас принимается решение.
Однако остается открытым вопрос: какова роль таможенников в этой истории? Правоохранители считают, что не последняя. Так, по факту злоупотребления служебным положением руководителями Сумской таможни и таможенного пункта открыто уголовное производство.
Руководство Сумской таможни отрицает причастность работников таможни к схемам «прерванного транзита» одежды и ввоза в Россию сыра.
Начальник Сумской таможни Александр Гуцал в комментарии «Данкору» уточнил, что, во-первых, речь идет не о сыре, а о сырном продукте (изделие на основе растительных жиров). А во-вторых, сообщил: так как перевозимый сырный продукт был украинского производства, пошлинами он не облагается, поэтому Украина при этом ничего не теряет — мол, наоборот, украинский производитель заработал на продаже продукта.
На вопрос о причастности к «сырной» истории начальника таможенного поста Евгения Дубовика, которого связывают с лжетранзитом одежды, заместитель начальника таможни Александр Микула ответил: если бы Дубовик был замешан, то предупредил бы латыша не заезжать в пункт пропуска, так как ориентировка на «сырные» автомобили прозвучала утром на пересменке, а груз задержали вечером.
На вопрос, почему же тогда таможенники не участвовали в раскрытии нарушения, г-н Гуцал ответил: на этот раз бдительность проявили пограничники.
— Мы готовим благодарственное письмо в адрес Сумского погранотряда, — сказал А. Гуцал.
Что касается лжетранзита турецкой одежды, то Александр Микула отрицает свою причастность и причастность г-на Дубовика к этой схеме. Следует отметить, что с г-ном Микулой корреспондент встречался трижды, чтобы получить его комментарий, но все разговоры сводились к выяснению, кто источник журналиста.
— Да, есть проблема с грузами, уходящими в РФ, именно с транзитными товарами, — признал А.Микула. — Сейчас проходит ряд оперативных мероприятий по данному вопросу, именно по транзитному транспорту. С конца мая мы посылали точечные данные на проверку тех или иных машин, и только спустя 2,5 месяца, то есть примерно в конце августа, пришел первый ответ. О том, что от нас выходил один товар (товар народного потребления), а в Россию заходил другой товар, с другой налоговой нагрузкой. Поэтому была инициирована служебная проверка, которая идет до сих пор.
— По Вашим словам, в конце мая у вас возникли подозрения. Почему же проверка идет так долго?
— Потому, что долго идет ответ из России. Как мы можем провести проверку без фактов? Должны быть реальные факты, подтверждающие правонарушение. Мы направили в Брянскую таможню запросы на копии документов, по которым транспорт заходил в Россию: какие там были печати, груз? Со своей стороны, мы отправили копии документов, что мы пропустили такие-то товары. Но все дело в том, что срок договора, по которому осуществлялась сверка данных транзитного перемещения, истек 31 декабря 2013 г. И Россия сейчас не дает нам информацию.
Еще хочу сказать, что запросы пишу не я. Запросы пишет управление по борьбе с контрабандой, которое мне никоим образом не подчиняется. Даже если, как вы пишете, я создал схему лжетранзита, то я должен был бы крышевать эту схему от А до Я, то есть заниматься как минимум запросами, что, еще раз повторюсь, не входит в мои должностные обязанности.
Но, в связи с тем что возникает вопрос, я попросил своих коллег из управления по борьбе с контрабандой предоставить мне все выборки, наработки по запросам, которые мы посылаем. Вот наш документ: «В рамках протокола отправляем вам документы для сверки». Здесь же пишем, что срок действия протокола истек 31.12. 2013 г., но мы желаем продлить наше сотрудничество. Далее «просим вас в случае несоответствия информации сообщить нам» — это мы пишем Брянской таможне. Что пишет нам Брянская таможня? «Во исполнение запроса Сумской таможни №1348 о предоставлении информации, сообщаем, что ввиду предоставления большого объема информации о проведении сверки данных транзитного перемещения товаров через пункты пропуска «Бачевск-Троебортное», это требует больших временных затрат. На основании вышеизложенного считаем целесообразным проведение выборочной сверки в отношении транзитных перевозок, вызывающих оперативный интерес со стороны подразделений УБК Сумской таможни. Со своей стороны, выражаем готовность оказать содействие». Вот такой отказ.
— Сейчас легко списывать все на российских таможенников. А что реально сделано нашей стороной?
— Наделю назад мы ввели практику более тщательной проверки транспорта с определенным видом товара (61-я, 62-я, 63-я группы), который следует в Россию. Сначала делаем запрос по всем автомобилям, которые направляются в сторону РФ, нам приходит ответ, а затем пропускаем транспорт.
— И все же давайте вернемся к схеме лжетранзита. Вы утверждаете, что ни Вы, ни Дубовик не имеете никакого отношения к ней. Как тогда можно объяснить тот факт, что турецкая одежда, которая якобы предназначалась для ввоза в Россию и через нашу территорию проходила лишь транзитом, в РФ так и не попала, превратившись в дешевую ткань?
— Какая ткань?! От нас выехала одежда, одежда в Россию и заехала.
— То есть, по-Вашему, одежда реализуется не в Украине, а в России и «мухлюют» российские таможенники, пропуская одежду как ткань?
— Возможно, но разбираться в этом должны правоохранительные органы. Сейчас мы никого не можем определенно обвинить, потому что у нас нет четкого ответа со стороны Российской Федерации. Для того чтобы мы могли составить два пакета документов, проанализировать, выявить или не выявить правонарушение, мы должны иметь копии документов со стороны РФ. И если эта информация будет расходиться с нашей информацией, будет составлен протокол о нарушении таможенных правил и на его основе будут проводиться дальнейшие действия.
Следует отметить: пока на Сумской таможне проводится «служебная проверка», в Киеве полным ходом идет досудебное расследование по факту лжетранзита. Будем надеяться, что «таможенные истории» закончатся объективным вердиктом суда.
«Данкор» следит за развитием событий.
Если у вас есть информация о нарушениях закона работниками прокуратуры, милиции, таможни и др. правоохранительных органов, можно сообщить ее по электронному адресу: [email protected] Анонимность гарантируется.
Drt
+ Елене и Данкору