Маршруточный (не)договорняк

Цену проезда в сумских маршрутках так и не согласовали: когда и насколько изменится тариф не знают ни перевозчики, ни городские власти, ни общественность

За ценою постоим. За прошедшую неделю сумчане успели дважды попротестовать против повышения цены проезда в маршрутках.

В понедельник 8 декабря рабочая группа по «маршруточному» тарифу пришла к выводу, что 2 гривны — обоснованный тариф. Перевозчики с этим не согласились, однако маршрутки выехали по маршрутам.

Следует отметить, что глава союза автоперевозчиков Александр Запорожец назвал причиной невыезда машин в рейсы не забастовку, а «невозможность обеспечения безопасности водителей и пассажиров». По его словам, 8 водителей маршруток были избиты, в нескольких маршрутках порезаны шины.

В то же время большинство членов исполкома 8 декабря во время рабочего заседания достигли договоренности проголосовать за повышение стоимости проезда до 2,5 грн. при условии, что каждая четвертая маршрутка (25%) будет ездить по социальному тарифу в 2 грн.

Однако перевозчики на это условие не согласны. Их предложение — 2,5  грн. в будни и 3 грн. в выходные. Переговоры продолжаются. Глава Союза перевозчиков А. Запорожец от имени всех перевозчиков заявил журналисту «Данкора» следующее: «Останавливаться не будем. Мы открыты для диалога».

Останавливались перевозчики раньше. C утра 4 декабря почти 2/3 маршруток не вышло в рейс, бастуя и требуя повышения стоимости проезда. Горожане выступили против повышения, требуя от городских властей решительных шагов в борьбе с произволом перевозчиков. Те нехотя отступили и вышли на маршруты уже 6 декабря по старой цене в 2 грн. Но от своих требований утвердить повышение стоимости проезда городскими властями так и не отказались.

Суд да дело

Перевозчик Александр Запорожец решил оспорить в суде законность решения исполкома о тарифе на проезд в 2 грн. В свою очередь, горисполком через суд решил расторгнуть договор на оказание услуг перевозки с теми перевозчиками, которые не выехали на маршрут.

Слушание дела по иску Запорожца об отмене в Сумах «маршруточного» тарифа в 2 гривни назначено на 19 декабря на 14.00. Председательствует по делу судья Нина Прокудина.

В свою очередь, 6 декабря городская власть отправила в хозяйственный суд Сумской области письмо с иском о расторжении договоров с перевозчиками (правда, пока только с «Сумыпастрансом»).

Протест-1

4 декабря около двухсот человек собралось на пл. Независимости выразить протест против самовольного повышения перевозчиками стоимости проезда в городских маршрутках.

Люди скандировали: «Розривайте! Розривайте!», призывая городские власти расторгать договора с перевозчками, которые 1 декабря самовольно повысили стоимость проезда, а сегодня не вышли в рейс. К протестующим вышел зам­мэра Иван Бортник. Однако люди требовали: «Лисенко! Лисенко!», держа в руках плакаты с лозунгом «Баранам не місце в виконкомі!»

Вот тезисы, которые успел объяснить народу заммэра Иван Бортник:

— Первое: сегодня тариф, который предлагают перевозчики и по которому они пытаются ездить, — 3 гривни, является неправильным. Второе: исполком своим решением утвердил тариф 2 гривни. И все должны выполнять на территории Сум решение исполкома. Маршрутки должны ездить по 2 гривни. Третье: Сегодня мы уже начали процесс расторжения договора с теми маршруточниками, которые сегодня или не выехали, или ездят по 3 гривни.

Также Иван Бортник заявил, что город готов приостановить процесс расторжения договора с теми перевозчиками, которые сегодня выедут по 2 гривни и сядут за стол переговоров в формате рабочая группа, исполком и перевозчики.

Протест-2

В субботу 6 декабря собрался митинг в фойе здания горсовета. Около сотни человек потребовали от мэра решительных действий по привлечению к ответственности перевозчиков за самовольное поднятие стоимости проезда и двухдневную забастовку.

Александр Лысенко так отреагировал на возмущение протестующих: «Мы сейчас единственный город, который ездит по 2 гривни. С апреля у нас идет, не хочу называть это борьбой, но обращение на ответ перевозчиков о повышении тарифа. Было решение исполкома с некоторыми требованиями к перевозчикам, на которые они согласились — это возить пенсионеров по 2 гривни (на самом деле только несколько часов в день. — Ред.), учеников по 1 гривне, а всех остальных по 3. Это решение я заветировал. Потому что экономически обоснованного тарифа на то время у нас не было. Не было расчетов. А в расчетах, представленных перевозчиками, самая низкая цена была 3,11 и до 4.50 грн. Я считаю это экономически не обоснованной ценой. Потому что сегодня есть областные города Украины, в которых ездят по 2,50. Потому 3 гривни для нас было неприемлемо. Также сейчас мы не видим никакого обоснования на 3 гривни. Потому сегодня мы еще раз сели за стол с рабочей группой, чтобы работать дальше. Пока Сумской государственный университет работал над расчетами, мы вышли с переговоров с перевозчиками. Но на сегодня СумГУ закончил свои расчеты. Харьковский автодорожный госинститут представил нам свои расчеты, они у нас есть. Еще с 2008 года и за 2011-й. Можем по ним считать. Мы хотим одного, и вчера рабочая группа, которая заседала, тоже говорила: тариф должен быть обоснованным и соответствовать качеству перевозок.

Во время митинга собравшиеся приняли следующую резолюцию:

«1. Немедленно расторгнуть договоры с перевозчиками, которые 2 дня не выходили на маршруты и требовали от пассажиров 3 грн. за проезд. Правоохранительным органам и прокуратуре провести проверку этих перевозчиков и наказать их в соответствии с действующим законодательством. Найти новых перевозчиков, которые согласны осуществлять пассажироперевозки по тарифу 2 грн., утвержденному горисполкомом. 2. Наказать всех, кто причастен к несанкционированному повышению тарифов. Публично осветить в СМИ их персоналии. 3. Закупить новые троллейбусы. Выделить из городского бюджета новые средства для развития коммунального транспорта города. 4. Разработать новые троллейбусные маршруты по городу, которые уменьшат необходимость в маршрутных такси. 5. Обеспечить, чтобы на одном маршруте были маршрутные такси не менее двух перевозчиков. Это предупредит создание очередной монополии перевозчиков. 6. Разместить в каждом маршрутном такси выписку из решения горисполкома, где утвержден тариф на проезд — 2 грн. 7. Просчитать и утвердить экономически обоснованный тариф. 8. Введение электронных карточек проезда и проездных билетов для полного контроля количества перевозимых пассажиров».

Сумчане потянулись в Антимонопольный

1 декабря, когда перевозчики самовольно подняли стоимость проезда в маршрутках с 2 до 3 гривен, сумчане начали писать жалобы в территориальное отделение Антимонопольного комитета. На вечер 8 декабря было получено 109.

По словам и.о. главы теротделения Валентины Коваленко, приходили и молодые, и люди среднего возраста, и пожилые. Аншлаг наблюдался во вторник-среду.

По факту обращений АМКУ открыл производство по ст. 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» — так как налицо сговор перевозчиков, установивших одинаковую цену без обоснования.

— Если проанализировать расчеты перевозчиков, там нет единой цены, — говорит г-жа Коваленко. — Диапазон колеблется от 3,11 до 4,5 грн., в то время как все поехали по 3 гривни.

По ее словам, из-за ограничений для территориальных отделений АМКУ они могут оштрафовать перевозчика по одному маршруту на 68 тысяч гривен. Но, учитывая количество нарушителей, сумма обещает быть довольно внушительной.

Также она отметила, что в 2008 году, когда перевозчики сами подняли цену, ситуация была другая. Жалоб от граждан не было, поддержки городских властей тоже. Теперь же общественность более сознательно относится к ситуации.

— Сколько будут рассматриваться жалобы?

— Сейчас мы собираем материалы, отправляем запросы в горисполком. У них есть 10 дней на ответ, потом мы соберем все материалы и сделаем выводы.

— Какая информация вам нужна от горисполкома?

— Официальная. Люди указывают номер маршрута, госномер автобуса, если знают, то имя перевозчика. Если нет имени перевозчика, то нам нужно его установить. Вот для этого и посылаются запросы.

— Каков срок рассмотрения?

— Если принять во внимание все сроки, то не меньше двух месяцев.

— То есть до Нового года не успеете?

— Однозначно.

— Не кажется ли Вам, что городские власти затягивают процесс?

— Я не могу комментировать их действия.

— А что скажете о том, что машины не вышли на маршруты?

— Это дело заказчика перевозок, то есть горисполкома.

Позиция Антимонопольного

Антимонопольный комитет начал дело о неправомерных действиях перевозчиков и сообщил:

— 1 декабря текущего года субъекты хозяйствования, которые осуществляют перевозки пассажиров в г. Сумы на городских автобусных маршрутах общего пользования (далее — перевозчики), вопреки действующему законодательству, самостоятельно и одновременно решили взимать с пассажиров за проезд 3 грн., что не соответствует уровню тарифа на перевозку пассажиров, установленного Сумским горисполкомом.

Такие действия перевозчиков содержат признаки антиконкурентных согласованных действий (ценового сговора) на рынке услуг перевозки пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования.

Сейчас отделение АМКУ начало дело по факту совершения перевозчиками неправомерных действий и проводит расследование — сбор доказательств и установление круга ответчиков.

К материалам дела приобщаются многочисленные заявления жителей г. Сумы, с которых водители машин безосновательно взыскивали стоимость проезда в размере 3 грн.

Территориальное отделение надеется на выполнение Сумским горисполкомом своих обязанностей, как организатором перевозок, примет по факту совершения перевозчиками неправомерных действий соответствующие меры по их прекращению, сообщает пресс-служба ведомства.

Елена Адаменко, Евгений Кудлай, Герман Кригер

Комментарий

Александр Запорожец, глава Союза автоперевозчиков:

— Мы останавливались только потому, что водителей побили и мы не могли обеспечить безопасность как пассажиров, так и водителей. Восемь водителей пострадали, один в нейрохирургии. У 2 машин порезали колеса, у двух забрали выручку (в одной разбросали деньги по салону, во второй раздали людям, а остачу швырнули водителю и заставили людей выйти). Еще у одного водителя забрали документы, разорвали на нем куртку, забрали бумажник, где находились техпаспорт на его личное авто, права и паспорт.

Власть все решает коллегиально. У нас тоже все решается коллегиально. Город предложил 2,5 грн. и при этом каждую четвертую маршрутку по 2 грн. Мы предложили свой вариант — 2,5 в будни и 3 грн. в выходной.

—  Все говорят, что мы монополисты, но это не так. Есть троллейбусный парк, который может зарабатывать деньги, но не хочет, потому что знает: ему всегда дадут денег из государственного и местного бюджета. В прошлом году троллейбусный парк получил 17, 8 млн. грн. из государственного и местного бюджета. В этом году, по словам Перчакова (директор КП «Электроавтотранс» Сумского горсовета. — Ред.),  было уже около 12 млн. грн. (по состоянию на октябрь). В то же время он ни разу не отчитался перед громадой за полученные и потраченные деньги. А от нас, частных предприятий, требуют отчет за каждую копейку… Вся эта ситуация из-за того, что два субъекта  перевозчики и власть, не могут придти к общему соглашению. При этом перевозчики не отказались ни от одного предложения власти. Идут на все уступки, но результата нет. В итоге страдают сумчане.

По теме

О рабочей группе

5 ноября распоряжением городского головы г. Сумы Александра Лысенко была создана рабочая группа по вопросам установления тарифа на услуги перевозки пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, работающих в режиме маршрутного такси. В нее вошло 25 человек. Заммэра Иван Бортник — председатель группы, руководитель отдела логистики и связи горсовета Николай Гиценко — секретарь. В состав группы вошли также два члена исполкома — Андрей Баранов и Максим Галицкий и два городских чиновника — начальник правового управления горсовета Олег Чайченко и замдиректора департамента финансов, экономики и бюджетных отношений Михаил Левенец.

В члены рабочей группы были зачислены глава Сумского областного отделения Всеукраинской общественной организации «Всеукраинская ассоциация автомобильных перевозчиков» и глава Сумской облорганизации работодателей в сфере транспорта Николай Тертишный. Остальные члены группы — жители Сум, которые изъявили желание участвовать в решении транспортного вопроса.

Вывод рабочей группы:

1. Анализ исходных данных, с по­правкой на возможность погрешности, пока показал, что обоснованный тариф соответствует действующему по состоянию на текущий момент.

2. Затраты на ремонт и амортизацию завышены. То есть ремонт и амортизация трехлетнего автобуса обходится дороже, чем лизинг полностью нового автобуса классом выше.

3. Расходы на ремонт и амортизацию составляют примерно 50-60 процентов всех основных расходов перевозчиков (не учитывая заправки и зарплаты водителя).

4. Призываем перевозчиков продолжить конструктивный диалог, возможность которого они показали раньше. Рекомендуем властям продлить работу группы для проработки перспективы реформирования работы городского транспорта.

Следует отдельно описать приход перевозчиков в кабинет переговоров мэра, где заседала рабочая группа. Вначале явился депутат горсовета Владимир Дихтярь, который якобы ни с кем, но в то же время заявил, что специально поставил свое авто и проехал два круга по 3 гривни: «И никто не возмущался», — была его резолюция. Минут через пять вошли остальные перевозчики. Человек десять в дубленках, кто в спортивных брюках, кто в джинсах, большинство крупного телосложения. Все агрессивно настроены против членов рабочей группы, явно проигрывавших им как по комплекции, так и по «нарядам». На просьбу пришедших озвучить решение рабочей группы та «доверила» озвучивание своему председателю — Ивану Бортнику. Он зачитал вывод. Ответ А. Запорожца: «Кто сказал, что затраты на амортизацию и ремонт завышены?!» По словам г-на Запорожца, заявление рабочей группы не соответствует действительности.

К сведению

Сумчан призвали помогать друг другу автоподвозом

Общественники из рабочей группы по маршруточному кризису призывают сумчан-автомобилистов подвозить не имеющих автотранспорта горожан.

С таким призывом выступили некоторые члены рабочей группы, которая сейчас продолжает заседать в горсовете, пытаясь разрулить транспортный кризис в городе. Предлагается распечатать на листе формата А4 объявления о готовности подвозить сумчан и крепить листы на лобовое стекло.

view counter
view counter
view counter
Загружаем курсы валют от minfin.com.ua
18
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
У Сумах пройшов благодійний ярмарок на підтримку ЗСУ з нагоди Дня Конституції України
19
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
Суми. Вечірні враження
30
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022
День вишиванки - 2022

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.