Как сообщили «Данкору» в городском управлении торговли, в уходящем году наблюдалась тенденция уменьшения количества открываемых торговых точек (это касается прежде всего предприятий по оказанию бытовых услуг и общепита). Хотя разрешение на открытие все желающие получают в течение двух недель. Так, если в 2003 г. в Сумах открылось 165 новых объектов, то за 9 месяцев 2004 г. — 97. А вот количество вновь открытых магазинов даже немного превышает прошлогодний уровень.
Однако изменилась их специфика. Особенностьюм магазиностроения последнего времени в управлении торговли назвали узкую специализацию торговых точек.
То есть предприниматели предпочитают торговать конкретной группой товаров — мужской или женской одеждой, сложной бытовой техникой, мебелью и т.д.
Причем преобладает ориентация на магазины, торгующие непродовольственной группой товаров. Это объяснили тем, что ниша магазинов, реализующих продукты питания, достаточно заполнена.
Еще одной особенностью магазиностроения-2004 стало то, что торговые точки создаются за счет выкупа и перевода в нежилой фонд квартир на первых этажах многоэтажек. Еще недавно популярное дробление крупных магазинов на несколько более мелких — в прошлом. Почти все уже поделили.
И все-таки, похоже, что в будущем магазинов будет открываться все меньше.
Если, конечно, сумской бизнес-климат не станет более благоприятным.
История открытия новых торговых точек до сих пор преимущественно была такова: предприниматель, поработав на рынке и накопив определенную сумму на дальнейшее развитие своего дела, либо выкупал, либо арендовал помещение или его часть под свой магазин.
Однако, похоже, теперь это становится все проблематичнее. Председатель Союза предпринимателей Сум Людмила Чайкина поделилась с «Данкором» своим мнением по этому поводу. По ее словам, бум магазиностроения наблюдался в Сумах года три — три с половиной назад.
— На сегодняшний день мы имеем в городе достаточное количество торговых центров, появилось много отдельных магазинчиков. Но сейчас спад.
Предприниматели, занимавшиеся бизнесом, сколотили первоначальный капитал и открыли магазины. Но раньше арендная плата была значительно ниже. Сейчас же в среднем по городу она составляет 90-100 грн. за кв.м. Это высокая плата. При такой конкуренции, при такой заполненности магазинов товаром их прибыль снизилась. Сейчас предприниматели-рыночники находятся в таком положении, что уже не могут перепрыгнуть эту планку и перейти в магазины, — говорит Л.Чайкина.
Поэтому более перспективным работники Центрального рынка считают запланированное его администрацией строительство в «клетке» мини-магазинчиков. Л.Чайкина сообщила, что уже подготовлена проектная документация. «По-моему для предпринимателей, которые не могут подняться на ступеньку выше собственного или арендуемого магазина, это единственный выход «облагородить» свои торговые условия».
Всего: в 2003г. — 165, в 2004 г.(за 9 мес.) — 97.
Магазинов (соотв.): 36 и 39.
Предприятий ресторанного хозяйства (соотв.): 25 и 20.
Предприятия быта (соотв.): 104 и 38.
Источник: Управление торговли и быта Сумского горисполкома