Выставка собрала производителей и продавцов офисной мебели, оборудования, информационных технологий и издательско-полиграфических услуг из Сум, Киева и Житомира — всего около тридцати участников. На первом этаже МЦ «Романтика» — распродажа одежды и парфюмерии.
Состояние рынка офисной мебели является своеобразным показателем деловой активности в городе. Спрос в Сумах на этот товар охарактеризовал директор ООО «Мост» Андрей Стеценко. «Когда дела идут не очень хорошо, мебель не покупают, — считает А.Стеценко. — В этом году рынок расширился, но сейчас он, как и деловая активность в целом, немного уменьшил свои обороты в связи с выборами. Я думаю, что к Новому году он традиционно оживет, и, если никаких катаклизмов не произойдет, на нем должен быть прирост».
Конкуренция на рынке офисной мебели, по словам А.Стеценко, в последнее время заметно возросла благодаря тому, что открываются новые торговые точки и расширяется ассортимент. Поэтому торговцы заинтересованы не в разовых, а в постоянных клиентах. «Если вы полностью удовлетворяете запросы клиента, он к конкуренту не пойдет, — говорит А.Стеценко. — Все большую роль играет гарантийное обслуживание, сервис.
Клиент должен чувствовать постоянное внимание со стороны продавца.
Поработав с человеком однажды, мы потом всегда сообщаем ему о новых поступлениях, моделях, новинках».
Еще одним показателем роста деловой активности может служить увеличение числа подписчиков на деловые издания и спрос на услуги курьерской доставки, считает специалист по курьерской доставке Сумского филиала издательства «Блиц-информ» Лариса Балюк. По ее словам, если раньше офисы подписывались на отдельные издания, то теперь все большим спросом пользуется т.н. бизнес-комплект, куда входят журналы, прайс-листы, сборник систематизированного законодательства, бланки отчетности и пр.
Это, по всей видимости, объясняется ростом благосостояния фирм. Также А.Балюк отметила, что в последнее время заметно увеличился объем рекламы, размещаемой сумскими предприятиями во всеукраинских изданиях.
По ценам на подписку и услуги курьерской доставки частные фирмы конкурируют с «Укрпочтой», которая уже не является монополистом в данной отрасли. «Спада спроса на курьерские услуги никогда не было, — говорит Л.Балюк. — И сейчас это очень востребованный вид услуг, т.к. руководство фирм предпочитает получать прессу прямо в офис».
Разработчики и продавцы компьютерного софта также участвовали в выставке. Программу дистанционного обучения представил СумГУ. По мнению сотрудника лаборатории дистанционного обучения этого вуза Алексея Ткачевского, для работников офисов эта программа может быть интересна тем, что полноценный диплом бакалавра (например, по специальности «экономика предприятия») можно получить, обучаясь за рабочим местом. В онлайновом режиме студент выполняет контрольные работы, а также общается с преподавателем, а текущую информацию, чтобы сократить расходы на интернет, получает на компакт-дисках. Этот вид обучения появился в СумГУ в 2001 г. Однако в Сумах пока немного студентов, занимаются по программе дистанционного обучения. По словам заведующей интернет-лабораторией СумГУ Людмилы Остривной, методика пока что только оттачивалась. «Но сейчас мы вышли на тот этап, когда начинаем широко рекламировать эту форму обучения», — сказала она.
Что касается более популярного софта — книг, справочников, игр и т.п., то, по словам киевского представителя этого направления на выставке, сумчане мало интересуются этой продукцией. Видимо, считает он, недостаточная компьютеризация региона пока сдерживает спрос на такую продукцию со стороны офисных работников.