Пропан и бутан уже довольно широко используются в качестве топлива для автотранспорта. Теперь дошла очередь до природного газа (метана).
Идея создания в области инфраструктуры, которая обеспечивала бы работу автомобилей на этом топливе, возникла еще до подорожания нефтепродуктов - в декабре 2003 г. Ее инициатором выступила Сумская облгосадминистрация, а ответственными за реализацию являются ОАО ПЭК «Сумыгазмаш», а также райгосадминистрации. Согласно разработанной программе, в 2004-2007 гг.
планируется в перевести на сжатый природный газ автотранспорт предприятий бюджетной сферы, а также создать условия для перевода на него частного транспорта.
Идея возникла не на пустом месте. На сегодняшний день природный газ (метан) является наиболее доступным топливом, в том числе и в области. Он добывается в Ахтырке, Ромнах и на других месторождениях попутно с нефтью.
Цена природного газа является фиксированной, она не подвержена рыночным скачкам. По словам замначальника управления транспорта Сумской облгосадминистрации Владимира Дудченко, 100 куб.м метана стоят 350 грн., т.е. кубический метр такого топлива стоит 35 коп. (с учетом наценок при розничной реализации - около 50 коп.). Это дешевле других видов топлива, включая пропан и бутан. Что касается объема сжатого природного газа, необходимого для заправки автомобиля, то он идентичен объему бензина.
Использование природного газа в качестве автомобильного топлива довольно широко практикуется за рубежом, например в Италии, Германии, Аргентине.
Что касается Украины, то Сумская область первая взялась за это перспективное направление.
По информации, имеющейся в «Данкоре», в Сумах уже есть предприятие, занимающееся переоборудованием автомобилей для работы на природном газе, - ООО «Экотехмаш» (входит в структуру ОАО «Сумыгазмаш»).
Согласно вышеупомянутой программе, бюджетный автотранспорт в областном и крупных районных центрах должен был перейти на метан до 1 мая 2004 г. за счет местных бюджетов. Однако этого не произошло - средства на проведение переоборудования попросту не были в них заложены.
Вторая проблема - отсутствие метановых автогазозаправок (АГНКС) в райцентрах, за исключением двух в Сумах (на Белопольском шоссе и ул.Курская), а также в Шостке, Ромнах и Конотопе. Какой смысл переоборудовать транспорт на метан, если негде заправиться? В то же время ОАО «Сумыгазмаш компани» согласно строить заправки только при условии их достаточной загрузки (на одну АГНКС должно быть не менее 75 автомобилей, «питающихся» газом).
Впрочем, уже идет работа по выбору участков для строительства еще нескольких АГНКС в Сумах. Сумской горисполком выделил для этого участок на ул.Роменская. Однако до начала работ предстоит получить ряд разрешений.
Еще одна проблема - нехватка в местных бюджетах средств на строительство заправок. По словам В.Дудченко, одна станция стоит $150-200 тыс. Поэтому реализация программы продвигается медленно. Тем не менее актуальность «метанового» бизнеса сегодня очевидна и в перспективе он представляется привлекательным.