Если ниша супермаркетов и мини-маркетов, торгующих продуктами питания, в Сумах уже достаточно освоена, то непищевой сегмент остается почти неподнятой целиной. До недавнего времени в универмаге «Киев» действовал единственный в городе магазин самообслуживания, реализующий косметику и бытовую химию. На прошлой неделе на ул.Харьковская появился еще один.
Оба магазина принадлежат торговой сети «ДЦ» - одному из крупнейших в Украине операторов, работающих с косметикой, парфюмерией и предметами личной гигиены. Создатели «ДЦ» в 1977 году одними из первых в Украине в ввели сканеры для считывания штрих-кодов на товарах. А в 2001-м - систему «open space» (продажа без прилавков). Существует также сеть аптек «ДЦ».
По словам директора ДП «ДЦ-Сумы» Олега Аксютенко, сеть «ДЦ» действует в Украине уже около 10 лет и на сегодня насчитывает 80 магазинов в разных регионах. Решение открыть еще одну точку в Сумах было принято с учетом анализа работы магазина в универмаге «Киев», который уже не справляется с потоком покупателей, особенно в предпраздничные дни.
В выборе торговых марок «ДЦ» не ориентируется на ограниченный круг дистрибьюторов. Хотя основную массу продукции магазины получают с центрального склада в Киеве, однако работает и с местными поставщиками.
Магазин самообслуживания - формат, все более популярный в Украине. При том что он требует значительных финансовых вливаний (предполагает довольно большой масштаб торговли, современное оборудование и пр.), организация самостоятельного движения покупателя от входа до кассы позволяет расставить на его пути большое количество маркетинговых «ловушек» - т.е. использовать законы мерчендайзинга (науки о размещении товаров) по полной программе. Ведь чаще всего покупки совершаются не по заранее составленному перечню, а импульсивно - по принципу «пришел, увидел, купил». Исследования компании «Point of Purchase Advertising Inctitute» (POPAI) показывают, что твердо запланированных покупок всего 30%, альтернативных - 8-10% и импульсных - 60%. В магазине самообслуживания обилие товаров действует на покупателя гипнотизирующе.
Маркетологи отмечают, что иллюзия доступности изобилия сильнее всего действует на бывших советских граждан, выросших в условиях тотального дефицита и еще не вполне привыкших к большому товарному ассортименту. По данным журнала «Новый маркетинг», в Украине перепланировка традиционных гастрономов с прилавочной торговлей под магазины самообслуживания приводит к росту розничных продаж на 15-20%, а при отсутствии жесткой конкуренции в городе/районе - до 60%. Это объясняет растущую популярность супермаркетов на постсоветских просторах.