Главный колоННизатор Сум. Больше всего колонн и полуколонн на Спасо-Преображенском соборе.
Задавшись целью найти в Сумах несколько колонн, мы вдруг обнаружили, что они есть буквально повсюду! Расскажем хотя бы о нескольких экземплярах этого архитектурного излишества прошлых веков.
Пожалуй, кафедральный Спасо-Преображенский собор, что на ул.Соборная, 31, может похвастаться самыми разнообразными и многочисленными колоннами и полуколоннами (последние выступают из стен и по сути только имитируют колонны). Верхушки колонн, которые называются ордерами, тут и коринфские (этакая пышная листва из камня), и ионические (две завитушки над колонной). Это все позаимствовано у древних греков. Архитекторы находят в облике собора черты классицизма, ренессанса и барокко, и все это смешано в нужной пропорции, со вкусом. Без сомнения, каждая колонна — на своем месте.
Многие храмы в Сумах построены на деньги меценатов, которые таким образом стремились увековечить память о себе. Поэтому на украшения этих строений богачи не скупились. Деньги на Спасо-Преображенский собор пожертвовало семейство купцов Сухановых. Строительство (точнее, капитальная реконструкция) современного здания храма происходило в 1882-92 гг. Им руководил архитектор М.Ловцов.
Уступает Спасо-Преображенскому по количеству, но может тягаться с ним по качеству колонн Троицкий собор (ул.Троицкая, 32). В его облике колоннам отведена очень важная роль, к тому же ордера у них выделены темным цветом (каким — уже трудно сказать, красили давно). Ордер коринфский. К сожалению, некоторые колонны очень нуждаются в ремонте!
Строительство собора, вероятно, начато в 1901 г. по проекту гражданского инженера Г.Шольца. Расписывал собор знаменитый художник М.Нестеров, но, увы, эта роспись не сохранилась.
Колонны в два ряда перед ДК Сумского машиностроительного объединения им.Фрунзе поражают в первую очередь своими размерами. Хотя Советский Союз давно в прошлом, они как бы продолжают утверждать торжество социалистического труда и досуга. Хотя ДК построен по типовому проекту, равных ему в Сумах нет, и во многом благодаря этим колоннам. Кстати, внутри здания их тоже предостаточно — с коринфским ордером, рассмотреть и даже потрогать который можно, поднявшись на второй этаж.
Здание ДК на ул.Горького,5 по-строено в 1953 г. на месте разрушенной Богородицкой церкви. Рассказывают, что строили его военнопленные мадьяры, которых водили на работы из находившейся рядом тюрьмы (на ее месте сегодня автостоянка и рыночек). Причем на этом строительстве впервые в Сумах использовались экскаваторы, привлекавшие внимание обывателей.
Здание имело все необходимое для досуга трудящихся: зрительный, лекционный и спортивный залы, библиотеку на 62 тыс. томов, детский сектор, комнаты для занятий художественной самодеятельностью, просторные фойе и холлы для выставок, танцев, балов, игр. На момент открытия Дворца в него перешло 800 человек, занятых в художественной самодеятельности, а в 1989 году там занималось уже больше 1400 человек.
ДК «Химик» тоже имеет колонны, но до фрунзенских им далеко. Хотя, конечно, не в колоннах сила культуры. Здание на ул. Мира, 25 построили в 1956 г. Оно выдержано в стиле, аналогичном стилю Дворца машиностроителей и многим тысячам других подобных заведений по всему СССР. Перед ДК установлен памятник Ленину. Здесь были концертный и лекционный залы, спортзал, просторное фойе, детский сектор, комнаты для кружковой работы. ДК работал успешно и не раз становился победителем разнообразных конкурсов (в 1984 г. победил в областном соцсоревновании на лучшее профсоюзное культурно-просветительское учреждение, а в 2004 г. стал лучшим по итогам Всеукраинского смотра-конкурса в номинации «Лучшее культурно-просветительское заведение»). В последние годы ДК «Химик» является домом для четырнадцати коллективов художественной самодеятельности, 10 из которых — народные и образцовые.
В Сумах не так много зданий, построенных в стиле «сталинского ампира», как прозвали в народе пышный соцреализм времен культа личности. Это здания со множеством декоративных элементов, высокие и торжественные, по-строенные во славу победившего в войне народа и часто руками военнопленных. Жилой дом на углу пл. Независимости и ул. Соборная (построен в 1955 г. по проекту архитектора В.Клочко) — одно из таких. Башенка с колоннами, чем-то по форме напоминающая древнегреческий храм, давно нуждается в ремонте, и мэрия даже вроде бы собиралась заняться им. Но пока бетонные колонны продолжают рушиться…
В Сумах нет равных по оригинальности колоннам, украшающим здание «Сумыстандартметрологии». Хотя здание (единого инженерно-лабораторного комплекса Госнадзора за стандартами и качеством — так это называлось тогда), которое ввели в эксплуатацию в 1989 г., построено по типовому проекту, колонны, украшающие его основание, единственные в своем роде. Их облик очень отличается от привычного, но по сути это именно колонны. Стиль, наверное, можно отнести к авангардизму, хотя мы рискуем ошибиться. Во всяком случае, это произведение известного сумского художника Александра Садовского — одно из наиболее ярких образцов монументального искусства в Сумах.
А вот колонны перед входом в гостиницу «Сумы» изысканными не назовешь. Зато эти два столба, похожие на граненые стаканы, наверное, очень надежны!
Колонны — это одно из тех явлений, которые именуют вечными. Строили их древние, строят и наши современники. Как это выглядит теперь, можно увидеть, погуляв по сумским скверам и улицам. Вот хотя бы часовенка на Покровской площади — без колонн тут не обошлось. Красиво это или нет? Наверное, пусть каждый решает сам. Или колонна под статуей возле Центрального рынка, на пересечении улиц Засумской и Пролетарской. Поскольку рядом находится платный туалет, логичнее было бы поставить на нее статую писающего мальчика. Но нет, колонну украшает античная матрона с цветочным горшком на плече (в нем растут цветы). А что, не так уж плохо!
А если пойти по Засумской дальше, вдоль заборов частного сектора, то вскоре можно встретить презабавные ворота частного гаража. Презабавные потому, что украшены двумя колоннами с ионическим ордером. Что ж, почему бы и нет, если хозяев тянет к прекрасному? Тут, кстати, и фигура льва в нише у калитки, и горшки для цветов в виде башмаков — гипсовое литье в широком ассортименте.
Если колонн в Сумах много, то полуколонн хоть отбавляй. Самые крупные украшают один из корпусов УАБД на ул. Петропавловская, 57. Изначально в этом здании конца XIX в., выполненном в классическом стиле, находился окружной суд. Полуколонны здесь простые, суровые, одни из немногих в Сумах, имеющих дорический ордер (просто несколько колец, одно шире другого). Так ведь суд не место для шалостей!
До революции полуколоннами почти в обязательном порядке укра-шали стены своих домов богатые сумчане. Дом на Вольном лужке, 6, как раз имеет такие полуколонны, искусно выложенные из кирпича. А необычная деревянная полуколонна выступает из стены одного из зданий на ул. Покровская (видимо, когда-то оно относилось к комплексу усадьбы Сумовских, где теперь Институт прикладной физики). Другое здание (в начале этой улицы, дом №1), где сейчас находится банк, отличается нестандартными, но оттого еще более интересными полуколоннами. В прошлом это жилой дом.
Эти полуколонны буквально везде — просто внимательно по-смотрите вокруг. Вот ведь как люди строили раньше!
Первое появление колонн в Сумах связано с переходом от строительства деревянных зданий к возведению кирпичных стен.
После того как Сумы несколько раз серьезно пострадали от пожаров, такое решение было закономерным.
К тому же если раньше кирпичные дома были по карману немногим, то к концу XIX в. с развитием капитализма капиталы некоторых сумчан серьезно увеличились и это повлияло на внешний облик частных особняков и общественных зданий. Они стали более дорогими и пышными.
Новая знать хотела показать свое богатство, украшая фасады. При этом многие элементы заимствовались из классической, античной, архитектуры. В том числе и колонны. Если массивные колонны были почти обязательным элементом загородных усадеб, то в облике городских особняков они скромнее, часто это только полуколонны. Подобные элементы хорошо сохранились на фасаде зданий на ул. Петропавловская, 54 и 56, которые когда-то относились к усадьбе помещиков Сумовских.
Второе пришествие колонн связано с появлением в советской архитектуре стиля, получившего различные названия: «советский монументальный классицизм», «советский архитектурный ретро-спективизм» и даже «сталинский ампир». Он возник в 1930-е гг., когда укрепившейся у власти советской элите захотелось увековечить свое правление в монументальных строениях. И тогда начали строить «красиво», т.е. с размахом, пышностью, излишествами. В новом стиле были переосмыслены и переработаны стили более ранних архитектурных эпох.
После войны архитектура стала средством внушения оптимизма, уверенности в скором восстановлении страны, а монументальность сталинской архитектуры — средством пропаганды. Если в «хрущевскую» эпоху главный акцент делался на удешевление строительства, что позволяло увеличивать его объемы, то в 1930-50-е гг. строили дорого. Может быть, поэтому «сталинки» и сегодня выглядят интересно и привлекательно. В декоре зданий той эпохи можно обнаружить коринфские капители колонн, меандровые многоуровневые фризы, розеточные карнизы, растительные орнаменты.
В Сумах «сталинский ампир» проявился в облике домов-близнецов на перекрестке пр.Шевченко и ул. Леваневского, зданий в конце «Сотни», дома на пересечении улиц Петропавловской и Первомайской и, конечно же, Дворцов культуры, особенно ДК Сумского НПО им.Фрунзе.
сумчатый
Цитата:
- чисто сумчато-кугутский базар
А вот ЦЕЛЬНАЯ 600 тонн колона в Питере это даже может ВТОРОЕ ЧУДО СВЕТА после пирамиды Хеопса.
Фильм
Цитата:
Гость
Вышеописанные статуи возле платного туалета находятся на пересечении улиц Засумская и Шевченко/ Пролетарская дальше/