Вымирающий вид? Фото первого сумского троллейбуса конца шестидесятых.
До революции единственным общественным транспортом в Сумах были извозчики, как официально называли кучеров наемных экипажей и повозок, либо сами наемные экипажи с кучерами. В народе же их называли «ваньками». По состоянию на 1904 г. пассажиров обслуживало 250 извозчиков, а в 1913 г. их насчитывалось около 358.
Проезд по тем временам стоил от 50 коп. по городу до 1 рубля на дальние расстояния, что в переводе на наши деньги было довольно дорого (хотя Антон Чехов писал из Сум брату, что извозчики здесь дешевые).
Обычно извозчики стояли друг за другом в ожидании пассажиров на Ильинской площади, а также на Покровской площади. Извозчики имели номера, на которых был также герб города. Начиная с 1900 г. правила извоза устанавливались земскими учреждениями, которые могли брать с извозчиков сбор в пользу города.
В крупных городах (вроде Харькова) в конце XIX в. появился новый вид транспорта — конка. Она представляла собой поставленную на рельсы крытую платформу, приводимую в движение конной упряжкой — что-то вроде конного трамвая. Но в небольшом уездном городе Сумы необходимости в транспорте такой вместимости, видимо, не было — хватало и «ванек». Наверное, по той же причине в Сумах так и не появились трамваи.
После революции, когда вышел запрет на личное владение лошадьми, «ваньки» исчезли как явление.
После войны, когда небольшие Сумы начали стремительно разрастаться, появилась необходимость во вместительном общественном транспорте. На тот момент наиболее приемлемым вариантом были троллейбусы — почти тот же трамвай, но безрельсовый. Троллейбусный транспорт появился в Сумах в 1967 г. 25 августа на линию вышли первые четыре машины марки К-4, которые курсировали по маршруту Химгородок — ж/д вокзал.
В 1979 г. по восьми маршрутам курсировало 132 троллейбуса. А к 1992 г., когда троллейбусному правлению исполнилось 25 лет, сумские троллейбусы успели преодолеть расстояние в 129 млн. 539 тыс. км, т.е. объехали вокруг земного шара 3237 раз!
Билетик на троллейбус стоил 4 коп., его можно было купить в киоске на любой остановке. А еще были месячные проездные билеты.
В 90-е появляются кондукторы — тогда как раньше пассажиры самостоятельно пробивали талончики компостерами. Лишь иногда с целью проверки в троллейбусы садились охотящиеся на «зайцев» контролеры. К началу 90-х «зайцы» размножились до того, что их стало 70-75 процентов всего количества пассажиров троллейбусов. Поэтому в 1995 г. троллейбусное депо учредило должность кондуктора.
К концу 70-х транспортная проблема в городе была в основном решена.
Ежедневно по 22 городским маршрутам население города обслуживало в среднем 380 автобусов. В 1979 г. в Сумах появился новый по тем временам транспорт — маршрутные такси. Первый маршрут — ул. Роменская — Центральная городская больница. Промежуточные остановки сперва были не по требованию, а в определенных местах — возле детского садика, Центрального рынка и сберкассы на ул. Ленина.
Микроавтобусы производства Рижского автозавода по тем временам казались населению комфортабельными. Цена проезда, правда, была несколько «кусючая» — 20 коп. (проезд в троллейбусе стоил 4 коп.). На маршруте курсировало всего три микроавтобуса. Потом появился еще один маршрут — «Химгородок — областная больница».
В 1996 г. в Сумах начинают ходить частные маршрутки. Стоимость проезда в них была 20-30 коп. Если в 1993 г. на 13 городских маршрутах сумчан обслуживало 100 государственных автобусов, то в 1997 г. их осталось около сорока. Появление частников на выгодных маршрутах ударило по государственному транспорту, которому остались в основном льготники. Конкуренцию им составляли 62 частные маршрутки. Чтобы как-то нормализовать ситуацию, городские власти ввели для частных перевозчиков условие — 2 льготных места в автобусе и 1 место в микроавтобусе.
Власти установили, что сумские перевозчики выпускают на маршруты машин значительно больше, чем положено по договору, и ездят, где им вздумается... 7
С 1 декабря КП «Электроавтотранс» пустило дежурные троллейбусы после 22.00... 2
Новый транспортный конкурс, который по замыслу мэрии должен решить транспортные проблемы Сум, принесет горожанам неудобства и подорожание проезда... 2
Мэрия перенесла транспортный конкурс, прокуратура опротестовала решения по нему, а мэр Геннадий Минаев потребовал от предпринимателей выставлять не «Руты», а... 3