Перед боем красноармейцы не возражали, чтобы их сфотографировал «фашист».
Красноармейцы в тревожном ожидании… Наконец со строны Сейма показались две серые точки. Они приближались, и вскоре уже не только в бинокль, но и невооруженным глазом можно было разглядеть два мотоцикла с немцами. Это были разведчики. На полпути к высоте, которую и предстояло оборонять нашим воинам, мотоциклы остановились. Тут же два орудия, замаскированные ветками, дали по ним залп. Мимо. Мотоциклы спешно развернулись и уехали. Было ясно, что через минуту-другую немцы начнут наступление.
И вот вдалеке появилась цепочка серых фигур. Тут же в бой вступила вражеская артиллерия — земля содрогнулась от мощных взрывов. Наши ответили из пушек и минометов. Но силы были слишком неравные, и остановить немцев не удалось. Вот уже они заняли первый окоп и добивают раненых красноармейцев, затем захватывают пушки, разворачивая их в нашу сторону. Наши обстреливают их из пулеметов, но вскоре пулеметы смолкают. Последние уцелевшие советские воины поднимаются в атаку, понимая, что идут на верную смерть. Обмен винтовочными выстрелами, ударами прикладов — и все кончено: враг занимает высоту. Бой у хутора Таранского, что под Конотопом, закончился для красноармейцев трагически… Это было 30 июля 1941 г.
А ровно через 70 лет после реальных событий Великой Отечественной бой повторился, только, конечно, выстрелы были холостые, а гибли бойцы понарошку.
Со всей Украины в Таранский съехались те, кого называют реконструкторами — людьми, которые хотят не только знать историю, но и вжиться в нее. На них не только обмундирование и амуниция, как на солдатах Второй мировой, у них и лица — словно из сороковых! Смотришь на них — и, по-Станиславскому, веришь!
Зрители, стоя по периметру или сидя в окопе, жадно фиксировали все происходящее фото- и видеокамерами, дети возбужденно визжали при каждом взрыве и (печальная примета нашего времени) не могли определиться, за кого болеть: кричали то «Мочи немцев!», то «Мочи красноармейцев!». А после боя многие просили у «солдат» примерить китель, каску, подержать оружие, чтобы сфотографироваться на память.
Кстати, если реконструкторы, как правило, владеют только массово-габаритными макетами (ММГ), то оружие, выданное киностудией им. Довженко (событие снимали не только любители) — действующее, только, благодаря небольшой переделке, стреляющее не боевыми, а холостыми патронами. Впрочем, они, как и имитаторы мин и снарядов, давали достаточно шума и дыма, а взрывпакеты, имитирующие разрывы снарядов, действительно заставляли землю дрожать.
Мероприятие проходило под эгидой конотопских властей и было организовано силами нескольких клубов любителей военной истории и реконструкции (воссоздание военных событий называется именно так).
А его предыстория такова. Как рассказал нам один из участников военно-исторической реконструкции, руководитель военно-исторического клуба «Час» Юрий Вишняков, в 2009 г. на хуторе Таранском был раскопан блиндаж 4-го батальона 5-й воздушно-десантной бригады Красной Армии. Участник поискового отряда «Гвардеец» Сергей Задесенец нашел радиостанцию и рядом с ней — останки красноармейца Винника. Телефонный провод привел к засыпанному блиндажу, в котором были останки восьми офицеров. По всей видимости, они погибли при попадании в блиндаж нескольких немецких мин. В 2009-2010 годах торжественно перезахоронили останки солдат и командиров Красной Армии, найденные на позициях 5-ой воздушно-десантной бригады поисковиками Конотопа, Сум, Кролевца. Это привлекло внимание реконструкторов к трагическим событиям июля 1941 г. и стало темой очередной реконструкции, на которую съехались энтузиасты из разных городов Украины — Киева, Харькова, Севастополя, Запорожья и др.
Юрий Вишняков считает, что воссоздать события удалось довольно точно, хотя, конечно, многое было условно. Например, для зрителей осталось не совсем ясным, как небольшая цепочка идущих по открытой местности немцев смогла справиться с окопавшимися нашими да еще устоять против мин и снарядов. На самом деле основной причиной поражения красноармейцев стал мощный немецкий артобстрел, который, наверное, был воссоздан не совсем убедительно.
Подобные мероприятия проводятся в Украине довольно часто.
Военно-историческая реконструкция — это целое движение, появившееся на просторах бывшего СССР в конце 80-х — начале 90-х гг. и продолжающее развиваться по сей день. Некоторые постановки, например Куликовская битва или Бородинское сражение в России, даже имеют государственное значение.
Некоторые воспринимают активность реконструкторов скептически: мол, взрослые люди играют «в войнушку». Но сами реконструкторы относятся к этому иначе. Конечно, элемент активной игры со всеми ее атрибутами — потом, адреналином, ушибами и пр. — присутствует. Но не это главное. «Путем реконструкции человек раскрывает для себя ряд вопросов, которые у него возникают в процессе изучения войны или гражданского устройства того времени», — говорит Ю. Вишняков.
Историческая реконструкция рассматривается ее участниками как «движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса». Все детали тщательно изучаются и выдерживаются: например, требованием для участников реконструкции 30 июля было иметь обмундирование и вещи, соответствующие не военной эпохе в целом, а конкретно 1941 году.
В интернете существует множество ресурсов, где реконструкторы яростно спорят о различных исторических деталях — элементах формы, вооружения и даже комплекции воинов (например, реконструируя немцев периода конца войны, нельзя выглядеть сыто, т.к. тогда враг терпел поражения и ему уже было не до жиру). За всеми точными деталями — сидение в библиотеках и интернете, тщательное изучение источников. Кроме того, реконструкция тесно связана с поисковым движением: как говорится, без лопаты в данном вопросе не обойтись. Такая деятельность, как правило, официально регистрируется под эгидой клубов.
Впрочем, если говорить об исторической реконструкции в целом, то она не ограничивается только событиями Второй мировой войны. В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления: «живая история» и турниры. «Живая история», популярная сегодня на Западе, стремится воссоздать быт жителей какого-либо места в определенный исторический период. Формы организации «живой истории» могут быть различные — музеи, фестивали, уроки в школах. Тут важно абсолютно все — начиная от кроя и внешнего вида одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни.
В русле реконструкторской деятельности проводятся турниры (а также бугурты — реконструкция полевых сражений), которые могут разделяться на постановочные (для зрителей или же ради эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения. Элементы обоих направлений — «живой истории» и турниров — применительно к средневековью были, например, ярко представлены этим летом на фестивале «Стара фортеця» в Тростянце.
Кроме того, клубы исторической реконструкции могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т.д. (например, пиры и балы). В частности, после реконструкции боя 30 июля ее участники провели военную тактику — уже без зрителей. Вообще же масштаб реконструкций порой бывает грандиозный — с большим количеством военной техники, в том числе и воздушной, со множеством участников, правдоподобными пиротехническими эффектами.
Конечно, подобные мероприятия становятся яркими шоу и собирают большое количество зрителей, поэтому популярность исторической реконструкции с каждым годом растет.
Фельдфебель Алекс Хельт, вермахт (Александр Богатыренко, Крым, Перекоп):
— Занимаюсь реконструкцией пять лет. Вырос на позициях Второй мировой войны. С детства было интересно: кого же мы победили? Чтобы более детально изучить этот вопрос, решил восстановить одного из бойцов в то время очень сильной армии — что и сделал. Изучая интернет, узнал, что был такой человек. За столь долгий период участия в реконструкции у меня появилось столько же друзей со стороны Красной Армии, сколько и со стороны немецкой армии, но во время боя мы сами себе пытаемся внушить, что они для нас — враги. Чтобы не улыбаться, а иметь выражение лица, которое было у солдата, когда он шел в атаку или оборонялся. Но, принимая человека в реконструкцию, стараемся понять, что у него в голове, и, если есть малейший намек на то, что он нацист, мы не имеем с ним дела.
Капитан Красной Армии Владислав Таранец (руководитель молодежной общественной организации «Красная звезда» (г. Киев) Владислав Таранец):
— Я в первую очередь интересуюсь историей, а реконструкция для меня — возможность прочувствовать быт, устав, организацию того времени. Кроме того, реконструкция является средством воспитания подрастающего поколения: мы пытаемся не дать людям забыть подвиг наших предков. С момента, когда реконструктор приезжает на мероприятие, мы стараемся сделать так, чтобы эти несколько суток он жил в составе подразделения, где полностью действуют устав, правила. Мы изучаем, как отдавали команды, как их выполняли, как правильно рыть окопы, выставлять линию обороны. Все делается максимально правдоподобно.
В Сумской области стартовал проект «Герои нации», в рамках которого будет собран материал, доказывающий, что украинцы боролись за свои права...
Госархив Сумской области начинает сбор документов, касающихся Революции достоинства и войны на востоке Украины....
Возле Ильинской церкви в Сумах нашли останки немецких солдат периода Великой Отечественной войны...
В этом году католический костел на ул. Троицкая отпраздновал свое 100-летие...
Этноисторический фестиваль «Слобожанская палитра» собрал в городском парке участников со всей Украины...