В который раз «наверху» меняют свое мнение о том, сколько лет учиться нашим детям, переписывают школьные программы и учебники, меняют названия предметов, урезают количество часов на одни, вводят в школьный курс другие. А родители жалуются: нагрузка такая, что приходится учить уроки со своими чадами чуть ли не до ночи! Плюс учителя настойчиво предлагают: мол, если хотите, чтобы ребенок успевал, договаривайтесь о дополнительных занятиях. В чем же дело? Ведь мы-то в нашу бытность школьниками и учились в большинстве своем неплохо, и свободное время у нас было! Теряемся в догадках: то ли дети у нас какие-то не такие, то ли объем информации, который они должны усвоить, чрезмерно большой.
Вот что думают по этому поводу школьные педагоги и детский психолог.
Возглавляет наш рейтинг причин детской неуспеваемости недостаточное/неправильное участие в учебно-воспитательном процессе родителей. Лариса Шрамко, замдиректора и учитель младших классов школы №13, говорит: «Когда ребенок идет в 1-й класс, начинают учиться и родители. Если над воспитанием и обучением ребенка работает только учитель, этого мало. Меня, как учителя, радует, когда родители подходят и спрашивают: что изучает ребенок, что ему задали, как правильно выполнять задания? Тогда я вижу, что это нужно не только мне, а всем. К сожалению, многие родители просьбу учителя позаниматься с ребенком, проследить, как он выполняет задания, воспринимают недостаточно серьезно».
Учителя отмечают: если родители первоклашек еще более или менее активно интересуются учебой своих детей и пытаются активно участвовать в этом процессе, то те, чьи дети учатся в 5-8 классах, часто утрачивают интерес к процессу образования: «на родительских собраниях сидит полкласса». И лишь в старших классах, когда дело идет к выпуску, снова начинают суетиться.
Марина Свириденко, заведующая отделом практической психологии социальной работы информационно-методического центра (ИМЦ) Сумского городского управления образования и науки, говорит, что родители должны подготовить ребенка к школе не только в плане знаний-умений-навыков, но и психологически. Она поясняет: «Рассматривая младшую школу, можно говорить о психологической готовности или неготовности ребенка к учебе. Она включает в себя интеллектуальную готовность (т.е. определенный уровень развития внимания, памяти, мышления), эмоционально-волевую готовность (умение подчиняться требованиям взрослых, в частности учителя, реагировать на стрессовые ситуации) и социальную готовность (умение устанавливать контакт с окружающими — одноклассниками, учителем)».
«Мотивы посещения школы у детей могут быть различными, — продолжает М. Свириденко. — Образно говоря, это может быть и яркий портфель, в котором ребенок принес в класс любимые игрушки. Но сформированной учебную мотивацию можно считать, если ребенок понимает: портфель существует для того, чтобы носить в нем тетради и учебники, необходимые для учебы».
По поводу того, что родители засиживаются с ребенком допоздна, Л. Шрамко говорит: «Родителям надо учиться контролировать ребенка. Они иногда жалуются: «Мы сели за уроки в два часа дня, закончили в шесть!» Да разве так можно? Нет! А кто в этом виноват? Только родители! Потому что не могут приучить ребенка к определенному регламенту выполнения домашних заданий: «Вот часы. Когда стрелочка дойдет до такой-то отметки, ты должен закончить работу». А ведь на практике часто начинается: «Мне надо выйти воды попить» и т.д., и выполнение домашних заданий действительно затягивается. Дети могут так манипулировать родителями, что домашние задания становятся кошмаром и для родителей, и для детей».
Учебные программы и учебники критикуют не только родители, но и учителя. Часто приходится слышать, что программы и учебники пишут те, кто не имеет опыта работы в школе. Потому что учить и учиться по ним «невозможно». Виктория Депутат, методист ИМЦ городского управления образования и науки и учитель химии гимназии №1, комментирует ситуацию: «Учебных предметов у нас стало больше, но при этом каждый предметник держится за привычное содержание своего предмета. Ему кажется: если ученик не будет знать предмет, представляемый учителем, он не получит качественного образования. В итоге возникает перегруженность детей учебой. Мне кажется, что нам нужно выделить в школьном образовании те содержательные линии, которые были бы базовыми, исключив тот материал, который можно забыть или не знать, но при необходимости освоить, имея базовые знания по предмету».
Елена Зарубина, замдиректора и учитель математики школы № 9, по поводу программ и количества часов для их изучения по своему предмету говорит: «Объем материала для непрофильных и профильных классов практически одинаков, тогда как часов на его изучение в профильном классе в неделю девять, а в непрофильном — всего три. Если ребенок из непрофильного класса идет сдавать математику, мы можем себе представить, каким образом он ее сдаст».
Недовольна программами по украинскому языку учитель этого предмета, замдиректора школы №20 Светлана Тимченко. Она говорит о несогласованности программы младшей школы, где языковые понятия объясняются детям доступным языком, и программы 5-го класса, когда детям те же языковые явления начинают объяснять другим, научным языком. В итоге в голове ребенка возникает путаница. Вторая беда украинского — та же, что и математики: мало часов на изучение, но много обязательных видов работы, наличие двух стандартов (академического и профильного) с разным количеством часов на изучение языка (соответственно — 1 и 2 в неделю), но почти одинаковые критерии оценивания учебных достижений.
Наверное, мы назвали не все причины, по которым дети не успевают в школе, а родители вынуждены прибегать к помощи репетиторов. Тем не менее рассмотренные можно считать основными.
Как бы то ни было, учиться все равно надо. Вот рекомендации родителям, как помочь ребенку успевать в школе (их мы получили от наших экспертов):
• Учитывать биоритмы своего ребенка при выполнении домашних заданий, выбирая те часы, когда он наиболее работоспособен. Сразу после школы в течение часа-двух ребенка нельзя усаживать за уроки — он должен отдохнуть.
• Записать в спортивную секцию. Если ребенок очень активный, почему бы его не записать в спортивную секцию? Как мы можем говорить, что он не должен бегать, пока не выучил уроки? Нет, он сначала должен выплеснуть излишек энергии, а потом у него появится терпение сесть за книжки и тетрадки.
• Ограничить пребывание ребенка перед телевизором и за компьютером. Бывает, что ребенок сидит перед экраном по три часа в день и больше, а мама считает, что он загружен.
• Читать ребенку и с ним вместе, если он еще плохо читает. Детям часто задают найти интересную информацию о каком-нибудь животном, истории изобретения спичек и т.д. Родители могут найти эту информацию и прочитать детям.
• Не подрывать авторитет учителя в глазах ребенка ни в коем случае! Особенно в первом классе, когда самым авторитетным лицом является учитель.
• Успехи ребенка можно сравнивать только с его собственными предыдущими успехами, но не с успехами других детей. Это очень важно! Любой дополнительный балл — это достижение. К сожалению, родители часто сравнивают своих детей с одноклассниками, формируя у них комплекс неполноценности.
• Любить ребенка, помочь ему научиться учиться.
Татьяна Стукалова, мама второклассника:
— Каждый день у сына по пять уроков. Все обязательные, нагрузка очень большая. Например, готовя домашнее задание по литературе, надо прочитать не менее 10 страниц художественного текста. Если учесть, что ребенок во втором классе должен читать 40 слов в минуту, за какое время он может прочитать 10 страниц?Выход один: с ребенком должны заниматься родители. Если они уделяют внимание – ребенок более или менее усваивает учебный материал. Если нет – с каждым годом ребенок отстает все больше и больше. Многие прибегают к дополнительным занятиям с учителем. Мы пока что справляемся сами, но я уже думаю о том, чтобы попросить учителя английского языка заниматься с сыном дополнительно.
В ДК Сумского НПО им. Фрунзе по вечерам всегда много народу: дети занимаются в кружках и студиях, родители ждут их. Мы спросили у мамы и дедушки, почему они решили «дозагрузить» своих девочек танцами.
Надежда Кириленко, мама пятиклассницы:
— Школьная программа оставляет желать лучшего, потому что каждый учитель старается дать как можно больше. А хотелось бы, чтобы давали основное, ведь пока мы еще не знаем, кем станем в будущем. Но в то же время я провела эксперимент: в те дни, когда мы не ходим на танцы, все равно ребенок больше не сделает, он расслабляется. А так дочь знает, что время распределено, надо все время куда-то спешить — это организовывает и ребенка, и родителей. На себя у меня, правда, остается мало времени. Второй минус тот, что мы мало гуляем на воздухе. Но зато ребенок больше общается в коллективе, находит больше друзей — это плюс. А дети, которые не занимаются в кружках, они, во-первых, закомплексованы, а во-вторых, у них тоже не будет свободного времени, потому что они тратят его на какие-то уличные развлечения.
Михаил Москаленко, дедушка дошкольницы:
— Сейчас атомный век, дети-акселераты. Моей внучке шесть лет. К школе она сейчас готовится в садике, ходит на английский, знает, как будет по-английски «стул», «стол», «дедушка», «бабушка». Плюс дома бабушка занимается с ней. Энергии у ребенка хватает, и мы решили: пусть лучше она тут в мирных целях ее тратит, чем дома. Раньше, помню, мы во дворе свободное время проводили. Мороз двадцать пять градусов, в школу не идти, а мы — за клюшки и в хоккей играть. А сейчас дети за компьютерами сидят, зеленые, поэтому я считаю: лучше сразу зарядить физической нагрузкой. Плюс дисциплина: вот внучка идет из садика и знает, что сегодня танцы, у нее обязанность какая-то есть. По-моему, надо сразу ребенка загрузить, дать ему какую-то цель в жизни.
Есть мнение, что учителя занимаются чужими детьми, а на своих времени уже не хватает. Вот что ответили нам педагоги сумских школ.
Лариса Шрамко, замдиректора и учитель младших классов школы №13:
— Может быть, у меня получалось уделять дочери не то внимание, которое хотелось бы, потому что наша учительская работа занимает много времени, иногда работаешь до вечера. Но, глядя на меня, моя дочь тоже выбрала профессию учителя, учится на инязе. Думаю, это о чем-то говорит.
Елена Зарубина, замдиректора и учитель математики школы № 9:
— Моя дочь учится на втором курсе СумГУ. Глядя на то, как мама ночами сидит с тетрадями, она решила не повторять мой путь. По некоторым предметам ей было очень сложно заниматься, поэтому я старалась между проверкой тетрадей, заполнением журналов уделять ей время. Думаю, это дало свои плоды: дочь закончила школу без оценок среднего уровня, учится на бюджетном месте.
Виктория Депутат, методист информационно-методического центра Сумского городского управления образования и науки, учитель химии гимназии №1:
— У меня тоже дочь. Она закончила нынешнюю Александровскую гимназию с золотой медалью (последний класс — в США, по программе обмена). Сейчас она в Москве, благодаря первому высшему образованию зарабатывает себе на жизнь, получает второе и планирует продолжить его в аспирантуре. Думаю, мы научили ее учиться и отвечать за себя, ведь в Москве у нас никого нет.
Светлана Тимченко, замдиректора и учитель украинского языка школы №20:
— Старший сын учится в 9 классе достаточно хорошо. Кроме того он занимается футболом и у него есть идея связать свое будущее то ли со спортом, то ли с международной экономикой, потому что он хорошо знает английский язык. А младший сын ходит в детский сад, при этом занимается в музыкальной школе и посещает в Сумском дворце детей и юношества студию «Малюк». Думаю, у них все в порядке.
В новом учебном году наряду с другими новшествами сумские школы ждет аудит Государственной службы качества образования...
Сумским школьникам, а также их родителям пора готовиться к новому учебному году....
Школе №12 по нормативам Новой украинской школы для учеников младших классов нужен первый этаж, который сейчас занимает гимназия №1...
Как сумская система образования подготовилась к новой украинской школе... 1
В Сумской области начался подготовительный этап внешнего независимого оценивания (ВНО)...