Вот оно, «щастье» обитателей трущоб между улицами Воскресенской и Соборной! Трудно в это поверить, но некоторые квартиры до сих пор обитаемы
Мы прошлись по старым кварталам города и поговорили с их обитателями.
На фасады старинных зданий «навели марафет», когда делали капремонт улиц Соборной и Воскресенской. Правда, не на все: например, обшарпанный фасад бывшей гостиницы напротив сквера Шевченко попросту завешивают к праздникам «тряпочкой». Но «внутренности» кварталов между Соборной и Воскресенской — это настоящие трущобы.
В более выгодном положении оказались помещения на первых этажах, доставшиеся состоятельным собственникам и использующиеся в коммерческих целях. Что касается жилых помещений, то многие уже пустуют, т.к. находятся в аварийном состоянии. В остальных жильцы, не имеющие средств на капремонт, кое-как борются с разрушающим действием природных сил и времени.
Особенно жутко выглядит двор-колодец, ограниченный зданиями с адресами: ул. Воскресенская, 10, пер. Терезова,1 и ул. Соборная, 44: потрескавшиеся стены, местами провалившаяся крыша, шаткие лестницы — и неожиданно яркая вывеска «Щастье» на фасаде одного из помещений, выкупленных предпринимателями. Словно злая ирония! Интересно, что часть одного здания со стороны переулка — просто декорация, наподобие киношных: у «дома» только одна, фасадная, стена.
Во дворе осталось всего четыре обитаемые квартиры (из остальных людей давно отселили). Все квартиры находятся на вторых этажах, а на первых — либо магазины, либо офисы, либо сараи.
Мы поднялись в одну из квартир. Ее хозяйка Наталья рассказала, что люди живут в этом дворике еще с довоенных времен (хотя, насколько нам известно, первоначально это были купеческие постройки хозяйственного назначения). При СССР здесь еще делали ремонты — латали крыши, чинили лестницы, а потом перестали. Но удобств никаких так и не появилось (газ — в баллонах, вода — из колонки, туалет — на улице). Зато добавилось неудобств: крыши текут вовсю.
Итак, многие здания детинца (места, с которого начинался город) в плачевном состоянии и постепенно разрушаются. Может быть, они не имеют исторической ценности и должны уступить место новым строениям? С этим вопросом мы обратились к главному архитектору Сум Владимиру Быкову. Вот его ответ: центральные кварталы необходимо сохранить, причем не только здания, имеющие статус памятников архитектуры, но и фоновую застройку, т.е. полностью историческую среду центра города. По словам В.Быкова, с весны управление архитектуры намерено проверить, как частные лица, владеющие зданиями, выполняют историко-охранные договоры, а если они не заключены — нужно будет их заключить.
Чем же интересна для нас застройка центра города? Во-первых, ничего подобного в Сумах больше нет. Где еще в городе здания вплотную примыкают одно к другому и образуют сплошную стену, сродни крепостной, которая охватывает целые кварталы с квадратными внутренними дворами, куда можно попасть только через проходы-туннели? Во-вторых, каждый двор имеет свою уникальную историю.
Когда служебные помещения стали использоваться как квартиры — точно неизвестно. Во всяком случае, когда в 1943 г. Сумы освободили от немцев, в эти помещения поселили учителей.
Эмма Васильевна рассказала нам также, что по линии одной из бабушек она происходит из старинного казацкого рода Ладных. Казак Ладный вместе с Герасимом Кондратьевым был одним из основателей города в 1652 г. Причем его дом стоял напротив дома Кондратьева, рядом с Воскресенской церковью. Теперь обоих зданий уже нет — на их мощных фундаментах во 2-й половине XX в. построены две пятиэтажки (ул. Воскресенская, 15 и 18). Но многие сумчане еще помнят двухэтажный дом на углу Воскресенской и пер. 9 Мая, в котором находились кассы предварительной продажи ж/д билетов. Это и был дом Ладного.
Кстати, рядом с Воскресенской церковью находился и склеп Кондратьева. Увы, уже в 1759 году потомок Герасима, отставной полковник Степан Кондратьев, пишет жалобу: «С самого начала построения означенной церкви учинен предками его склеп, где оные предки похоронены, и склеп сей до последнего времени был нерушим, а ныне той церкви священник Михаил Ставровский… на том самом месте не токмо каменную стену повредил, но и кости предков его, полковника, выбросивши, похоронил купца».
Идем дальше. Эмма Васильевна рассказывает, что здание на другом углу Воскресенской и пер. 9 Мая, где теперь салон мобильной связи, с самого начала использовалось для предоставления услуг связи: там находилась телефонная станция со знаменитыми «барышнями» — операторами, вручную соединявшими абонентов. Ну а напротив — почта. Как мы уже писали, в начале XX там был «Мираж» — один из первых сумских кинотеатров.
Минуем кафе со скульптурной группой сладкоежек и сворачиваем направо, в подворотню. Только будьте осторожны — сейчас там стройка. Обогнув окружающий ее забор, обнаруживаем в глубине двора двухэтажное здание с кожевенной мастерской на первом этаже. Это одно из зданий, претендующих на то, что здесь останавливался Петр I. Правы сторонники этой версии или нет, но и подвал, и первый этаж действительно построены очень давно, о чем свидетельствуют сводчатые потолки и стены более чем метровой толщины. Явно одно из старейших зданий Сум!
А вот и не слишком примечательный подвальчик на углу Воскресенской и пер. Терезова. Когда в 2000-х здесь делали ресторан, в подвале нашли множество старинных бутылок. Очевидно, сумские купцы хранили тут запасы вин и других напитков.
Кстати, если уж говорить о подземной части этих кварталов, то она, как нигде в Сумах, обширна. В подвалах, тянущихся вдоль всей Воскресенской, купцы хранили продовольствие. Для этого заготавливали лед, перекладывали его соломой, и он обеспечивал холод даже в летнюю жару.
А вот уже упомянутый нами «трущобный» квартал между Воскресенской, Соборной и Терезова был, по словам Эммы Васильевны, местом обитания сумских евреев, многие из которых исповедовали христианство. Впрочем, не все — для иудеев в нише над входом в арку стоял традиционный подсвечник на семь свечей (менора).
Кстати, если зайти в другой дворик через подворотню со стороны ул. Соборная, 44 (где ювелирный магазин), увидим некогда красивый, а сейчас заброшенный двухэтажный дом (ул. Воскресенская, 8г). Говорят, в нем до войны тоже жили еврейские семьи, которые с приходом немцев эвакуировались. А после войны, вплоть до середины 90-х, в доме обитало шесть семей сумских трудящихся. Кого-то отселили, один жилец заживо сгорел, а самая верхняя квартира, в мансарде, до сих пор формально считается населенной — правда, хозяйка фактически живет в другом месте. Об этом нам поведала Валентина Ивановна из соседнего, 44-го, дома. Говорят, дом принадлежит дочери Анатолия Епифанова Оксане Скрынник.
Недалеко от гостиницы «Украина» мы видим не слишком красивую длинную одноэтажную постройку (ул. Воскресенская, 5), примыкающую к двухэтажному дому. Так вот, это казармы, частично уступившие место более новому зданию финотдела, и дом офицеров.
Исторически Сумы — город казаков и гусар, поэтому постройки военного назначения в центре города неслучайны. Кстати, гусар принимал еще один дом — на углу ул. Соборная и пер. 9 Мая (ул. Соборная, 36, где блинная). В разное время здесь жили командиры Сумского гусарского полка и другие легендарные гусары, утверждает Сергей Неговской из исторического клуба имени А.Булатовича, ссылаясь на сумских краеведов Игоря Скворцова, Виктора Токарева и Виктора Комарова.
Напротив казарм — два куда более красивых здания, в которых сегодня ресторан и городское управление архитектуры, а раньше находилась первая гостиница с названием «Сумы». По словам Эммы Новобранцевой, от угла Покровской площади и до конца квартала здесь были сплошь гостиницы, на первых этажах которых располагались магазинчики. Причем перед одной из гостиниц горел красный фонарь (что это значило — все знают). Якобы здесь некогда останавливался классик русской литературы Александр Куприн.
Вот такое оно, прошлое и настоящее старых сумских кварталов!
Цьогоріч в рамках святкування Дня міста організатори щорічного фестивалю «Ніч міста» підготували для містян багато надзвичайних заходів на різні смаки....
В Сумской области стартовал проект «Герои нации», в рамках которого будет собран материал, доказывающий, что украинцы боролись за свои права...
1 сентября начали раскрашивать 50-метровый зеленый забор, который возведен вокруг недостороя на улице Соборной, напротив Спасо-Преображенского собора....
«ВВ», экс-«Ляпис» Михалок с проектом «Brutto», горячие финские панки «MadCraft»… И только одна группа Сумщины с ними на одной сцене.... 4
Впервые в Сумах прошел «Фестиваль уникальных людей» (его англоязычное название Sumy Up Fest, где «up» может прочитываться как «вверх» и...
Гость
11 let kak ne byla v Sumax...xoteloc' by uznat', kak nazyvaetsja sejchas uliza Frunze? Eta uliza paralel'naja Sobornoj. Tak xotelos' by uvidet' dom na etoj ulize, nomer 7 , ili byvshij nomer 7?...eto uglovoj 2-etazhnyj dom iz temno-krasnogo kirpicha, raspolozhen v 2 shagax ot Sobora. Mozhet, u kogo-nibud' est' fortografii?....Spasibo zaranee.
Гость
Воскресенская
Гость
Spasibo bol'shoe. A uglovoj dom iz temno-krasnogo kirpicha eshjo est' ili ego uzhe snesli?
Гость
Нет, все дома на месте. В здании был какое-то время ресторан, но теперь 1-й этаж, кажется, никем не занят.
Гость
Spasibo... Esli uvidete gde-nibud' v internete fotografiju etogo doma i esli Vas ne zatrudnit, daite mne ssylku, pozhalujsta.
Гость
Эй, вы, журналисты! Слово "щастье" пишется через "сч" \, т.е. "счастье. Стыдновато за вас. Ни украинского, ни русского не знаете.
Гость
tak ved' eto ne zhurnalisti, kto jazika ne znajet. Posmotrite vnimatelno na fotku - viveska stoit щастье, vot oni jejö i zitirovali ) A ja щitaju, to eto interesnoje virazhenije modernizazii jazika. Nu, komu kak...
Гость
Кто это такой гневно-невнимательный (по поводу щастья)? С журналистами и с их языками у нас как раз все хорошо, а придурков, типа Гость 16.10.2010.13:42...м...да
Гость
щастье...... как же не хватает этого магазина((
Гость
это улица терезова.... и не спорьте со мной))) олухи..)))
Гость
в данном случае "ЩАСТЬЕ" - это бренд))) и мы вкурсе что пишется через "СЧ")
Гость
Фотография нумер 4-ул.Фрунзе,9.В этом доме во 2-м этаже я прожил все 1970-е-10 лет.В конце галереи жил дядя Толя Сысенко с матерью Марьей Ефимовной.Он преподавал в политехе, у него был "Иж-планета" с коляской.Умер молодым сравнительно.Далее-Колногузы,Анна Ивановна и муж ее, Макар,сапожник.Сыновья Саша и Женя.