— Есть исторические документы, — рассказал нам директор Музея истории образования при областном профильном управлении Анатолий Близнюк, — свидетельствующие о том, что еще в XVIII веке советник при дворе Екатерины II Григорий Теплов ратовал за открытие университетов на территории Украины. Согласно его проекту, первые университеты должны были появиться в Сумах, Екатеринославе и Чернигове. Но… проект так и остался на бумаге.
Пожалуй, историю высших образовательных учреждений на Сумщине можно вести лишь с 1874 г.
Именно в этом году в Глухове был открыт учительский институт — первый педагогический вуз Украины. Право открыть в своем городе вуз глуховское земство выхлопотало во многом потому, что не просило для учебного заведения ни землю, ни здание — земля уже была выделена земством, а здание построено на средства меценатов (среди них и сахарозаводчик Николай Терещенко). Среди выпускников института — украинский писатель Степан Васильченко и русский писатель Сергей Сергеев-Ценский (долгое время пединститут носил его имя). Здесь же в 1911-1914 гг. учился украинский писатель и режиссер Александр Довженко. О своей учебе здесь он вспоминал так: «Заборонено було в нашому середовищі розмовляти українською мовою. З нас готували учителів — обрусителів краю». Так что украиноязычные книги юный гений читал втайне от педагогов. Тем не менее ныне вуз, ставший в 1999 г. педагогическим университетом, носит имя Довженко, а 1 октября указом президента В. Ющенко ему за «вагомий внесок у розвиток національної освіти і науки» присвоен статус национального.
В Сумах первый вуз был открыт уже в эпоху СССР, и это тоже стал педагогический институт, точнее — трехлетние педагогические курсы, открытые в 1924 г. в историческом здании нынешней школы №4. Через год курсы стали техникумом, еще через пять лет — Сумским институтом социального воспитания. И лишь в июле 1933 г. учебное заведение стало пединститутом с четырехлетним сроком обучения. В феврале 1957 г. ему было присвоено имя выдающегося советского педагога Антона Макаренко, а в 1999 г. институт стал университетом. В 1972 году СГПИ переехал на свое нынешнее место на Роменской, а до этого его факультеты располагались в помещении нынешней Александровской гимназии и мужского пансиона на нынешней Троицкой (тогда улице Дзержинского). Сейчас университет на своих факультетах (физмате, историческом, естественно-географическом искусств) и институтах — филологическом, физической культуры готовит ококло 8 тыс. специалистов по 26-и специальностям.
Предтечей нынешнего главного технического вуза города с большой натяжкой можно назвать реальное училище, открытое в Сумах еще в 1873 г. или фабрично-заводские училища времен раннего СССР. Однако с полным правом сказать о начале высшего технического образования в нашей области можно лишь упомянув о появлении в Сумах в 1948 г. учебно-консультационного пункта Всесоюзного заочного политехнического института, действовавшего при машиностроительном заводе им. М. Фрунзе. Полноценное же стационарное обучение началось вообще в 1966 г., когда учебное заведение стало филиалом Харьковского политехнического института. В 1990 г. он стал Сумским физико-технологическим институтом, а в августе 1993 г. на базе института был создан Сумской государственный университет — университет классического типа с факультетами различного профиля — как технического, так и гуманитарного. Некоторое время часть факультетов и служб СФ ХПИ находилась в помещениях Сумской вечерней школы (в районе железнодорожного вокзала) — ныне гостиница «Юбилейная». Сейчас же основная учебная площадка СумГУ — это корпуса, построенные в 60-80-е гг. на Химгородке, а также медицинский институт на Басах и кафедра военной подготовки на базе бывшего Института ракетных войск и артиллерии и ряд учебных заведений в структуре университета в области и Украине. Вуз одновременно ведет подготовку 22 тыс. студентов по 55-и специальностям 36-и направлений 21- ой отрасли знаний — от врача до инженера-электронщика и от переводчика до специалиста компьютерных систем.
Харьковский след четко прослеживается и в истории СНАУ. Как рассказала нам директор музея СНАУ Галина Василенко, в середине 70-х годов 1-й секретарь обкома КПУ Иван Гринцов, приехав в Сумы из Донецка, очень удивился, что такой аграрный регион, как наш, не готовит собственные кадры высокой квалификации, и поднял перед Минсельхозом СССР вопрос об образовании вуза аграрного профиля в Сумах. Министерство пошло навстречу, и в 1977 г. в Сумах был открыт филиал Харьковского сельскохозяйственного института им. В.В. Докучаева. Первыми его студентами стали 120 сумчан, поступивших в том году непосредственно в Харьков и которых уговорили начать обучение «поближе к дому». Первым корпусом «сельхоза» стало помещение некогда 2-ой Сумской женской гимназии на нынешней Соборной (сейчас там юрфак УАБД), который ударными темпами реконструировали к 1 сентября. В 1980 г. вторым корпусом вуза стало здание на нынешней Петропавловской (сейчас это тоже корпус УАБД), из которого сумские партийные чиновники выехали в только что построенный «Белый дом» на площади Независимости.
Уже в 90-годы Сумской государственный аграрный университет (он успел побывать и Сумским сельскохозяйственным институтом) перебрался на новое, ныне привычное для всех сумчан, место в конце ул. Кирова. Сейчас СНАУ (статус национального университету присвоен в 2001 г.) это 3 института, 9 факультетов, 6 колледжей, 18 тыс. студентов.
Изюминкой «аграрного» можно назвать построенную на его территории церковь Св. Валентины, возведенную за неполных 4 месяца в 2003 г. Церковь не только место, где студенты просят у Бога хороших оценок на экзаменах, но и ставшее уже излюбленным место, куда в день свадьбы приезжают фотографироваться молодожены.
Именно Анатолий Епифанов, будучи главой Сумской облгосадминистрации, в середине 90-х выхлопотал у своих земляков — тогдашнего главы Нацбанка Виктора Ющенко и его заместителя Владимира Стельмаха — право основать на Сумщине первое в Украине учебное заведение специализированного банковского профиля. Разрешение было получено в феврале 1996 г., тогда же у сельхозинститута был «экспроприирован» первый корпус, а позднее был введен в эксплуатацию также заимствованный у СГАУ второй корпус на Петропавловской, а затем в сентябре 2001 г. построен главный корпус с часовой башенкой (до революции на этом месте размещалась одна из городских пожарных команд, окружной суд, а во время революционных событий — военный штаб Украинской Народной Республики). Академии принадлежит и такой важный спортивный центр, как манеж (открыт в 2002 г.), и гостиница «Олимпийская», находившаяся рядом с ним. В манеже ежегодно проходят зимние чемпионаты Украины по легкой атлетике и множество других спортивных соревнований. В 2009 г. построена новая библиотека.
Ежегодно академия выпускает специалистов и магистров банковского дела, экономической кибернетики, менеджмента, финансов, юриспруденции.
Если изюминка «аграрного» — церковь, то изюминка «банковской» — раскинувшийся на его территории сквер с фонтаном, лавочками, беседками, выполненными в восточном стиле, и с небольшой эстрадой. Сквер как бы спрятан во дворе главного корпуса, а потому довольно уединен и уютен, из-за чего пользуется большой популярностью у сумчан, особенно молодежи.
Интересно, что наш военный вуз, начавший свою историю в 1899 г. как кадетский корпус, ныне снова воспитывает кадетов. В советское время училище недолгое время было пехотным, но в основном — Высшим артиллерийским командным, подготовившим за несколько десятилетий тысячи офицеров. Оно успело во время независимости Украины побыть и Институтом ракетных войск и артиллерии, однако в 2007 г., в связи с реформированием Вооруженных сил, прекратило свое существование.
В области насчитывается 15 самостоятельных высших учебных заведений, из них 5 — ІІІ- ІV уровня аккредитации (университеты, академия), 10 — I-II (техникумы, колледжи). В них получают высшее образование 54,5 тыс. студентов. На протяжении последних трех лет контингент студентов сокращался ежегодно в среднем на 3,4%.
Девять из десяти студентов избрали для учебы вузы более высокого уровня аккредитации (университеты, академию), пять из девяти — дневную форму.
Численность студентов, которые будут учиться в новом учебном году на дневных отделениях вузов, уменьшилась по сравнению с предыдущим учебным годом на 6,3% и составляет 30,1 тыс. чел. Подавляющее большинство студентов (60%) будет учиться за счет родительских средств и только треть — за счет средств государственного бюджета.
В общем количестве студентов 56,3% составляют женщины. В вузах всех уровней аккредитации учатся 730 иностранных граждан.
В 2009/10 учебном году студентами вузов стали 8,8 тыс. чел., за учебу 47,3% платят родители, 48,9% учатся за средства государственного бюджета.
Для разных отраслей экономики в 2009 году высшими учебными заведениями подготовлено 16,6 тыс. специалистов, из них 3,8 тыс. имели квалификационный уровень младшего специалиста, 3,9 тыс. — бакалавра, 7,2 тыс. — специалиста, 1,7 тыс. — магистра.
Преподавательскую работу в вузах осуществляют 3,8 тыс. высококвалифицированных педагогических и научно-педагогических работников, из которых 3,4 тыс. — штатные.
Среди них 1166 имеют научную степень кандидата, 146 — доктора наук, 836 — ученое звание доцента, 146 — профессора.
По данным Сумской облгосадминистрации
Пожалуй, именно уроженца г. Ромны Абрама Иоффе (1880-1960) можно назвать самым выдающимся ученым, когда-либо родившимся на Сумщине.
Среднее образование он получил в 1889—1897 гг. в Роменском реальном училище, в 1902 г. окончил Санкт-Петербургский технологический институт, а в 1905 — Мюнхенский университет, где работал под руководством самого Вильгельма Рентгена и получил степень доктора философии. С 1906 г. работал в Политехническом институте, где организовал физико-механический факультет для подготовки инженеров-физиков. Позднее стал профессором, доктором физических наук, академиком. Среди его научных достижений — определение заряда электрона, работы по экспериментальному обоснованию теории света, физике твердого тела, диэлектрикам и полупроводникам. Иоффе был редактором многих научных журналов, автором ряда монографий, учебников и популярных книг.
Среди лучших представителей созданной им научной школы — Петр Капица и Игорь Курчатов.
Во время Великой Отечественной войны А.Иофее возглавлял Комиссию по военной технике, Военную и Военно-инженерную комиссии в Ленинграде. После войны руководил лабораторией и созданным на ее базе Институтом полупроводников Академии наук СССР. А Физико-технический институт Российской Академии наук, созданный по его инициативе в Петербурге еще в 1918 г., и поныне носит его имя.
Гость
Александр Довженко: «Заборонено було в нашому середовищі розмовляти українською мовою" От чего же граф Румянцев писал царице "запрещенной" мовою аж в 1767р.: "Ся невелика купка людей інакше не відзивается як тільки що то вони найперші на цілім світі і що нєма від них нікого сільнійшого, нікого хоробрійшого, нікого разумнійшого і нема ніде нічого доброго, нічого корисного, нічого дійсно свобідного, що могло б їм придетися, і все що у них - то найкраще."!! Это оригинал.
Геннадий
В стране происходит тихая, но навязчивая подмена сути вещей. Подмена памяти. Подмена истории. Лицемерные символы — вместо истинных, лицемерные речи — вместо искренних, лицемерная политика — вместо той, которая исторически связала русский и украинский народы. Очень жаль, что эта русофобия и цинизм исходит из сумской земли, где нынешние помещики Ющенко прикрывают этой политикой неблаговидные действия против своего народа. И студенты в большинстве не понимая, что творят, поддерживают эту политику разобщения. Русский - 5-я колона, враг по определению "отца нации".
Эдуард
Вполне согласен с Геннадием
Бывший студент
Сейчас со студентами вузов происходит нечто непонятное. Только незначительная часть воспринимают учебу как путь в новую жизнь... Остальные - как некую "тусовку", которую надо обязательно пройти, чтобы не казаться "лохом".
В этом году в Сумском педе. Были абитуриенты, которые подавали документы на все факультеты сразу. "Авось на какой-то попаду".
Что касается социальной активности студентов, то в неё "лезут" как раз те, которые не могут(или неспособны) себя реализовать в учебе. И самый простой путь "зарекомендовать" себя - это спекуляция на национальной идее и идее голодомора.
Усі вшановують пам'ять. Але ніхто не переймається тим, що саме зараз значна частина населення потерпає від голоду, створеного теж штучно. Матері-одиначки отримують на дитину 140 грн. на місяць - це не голодомор?
Студент зараз одержує стипендію 530 грн. А лаборант кафедри чи робітник навчального відділу - зарплатню 650.
Це що, розумний розподіл коштів?
юзер
Бывший студент написал:
я согласен... недавно узнал, что студенты получают по 500 грн, офигел. Помню, когда я учился, стипендия была 24 грн обычная и 27 грн повышенная. Потом застал около 48 грн. Но бля раздавать студентам по 500, в то время, когда люди зарплату получают 700. ппц. ИМХО, студентам 70 грн в зубы и харэ! Они учиться пришли, чтобы получать знания, а не бабки.
Бывший студент
В этом году на престижные факультеты поступили льготники. Это сироты и инвалиды, прочие...В основном из бывших неблагополучных семей.
Государство скинуло их на вузы. На историческом ф-те в педе их в этом году 30% от всех бюджетных мест. Некоторые из них даже читают плохо. На занятия не ходят, учиться не хотят.
Но стипендия у них 1100 грн., 400 грн. - ежемесячно на питание, 200 грн. - на учебники. проживание в общаге бесплатное, один раз в год путёвка в Крым или Закарпатье.
А в киевских вузах такие учатся на юридических ф-тах, международных отношениях...
Это "цырк"!!!
А в ПТУ недобор...