Мы проследили историю театральной жизни города.
Рассказывают, что до 1911 г. в Сумах был только летний театр, находившийся на месте нынешнего фонтана «Садко». Заезжали в город и иногородние театральные труппы. Т.е.
театральная жизнь в городе была — не было только театра. Но так продолжаться долго не могло, тем более что в те времена местные богачи не жалели денег на строительство нужных городу объектов.
В 1907 г. за дело взялся предприниматель-подрядчик Дмитрий Митрофанович Корепанов, заядлый театрал. Он получил у правительства ссуду на строительство театра. Причем треть денег внес сумской сахарозаводчик Павел Иванович Харитоненко и другие состоятельные горожане. Впоследствии сумчане так и говорили: «театр Корепанова», хотя официально он назывался «Тиволи». Сейчас в этом здании на ул. Октябрьская находится Театр юного зрителя.
Здание построили в модном на в время стиле модерн. Возможно, автором проекта был известный харьковский архитектор Александр Гинзбург. Есть информация, что проект театра предназначался для Ялты, но Корепанов его перехватил. Однако оригинальный внешний вид далеко не единственное достоинство здания. Внутри все было просчитано, продумано и обустроено так, чтобы просмотр спектаклей доставлял зрителям максимальное удовольствие. Взять, например, стены. Рассказывают, что, благодаря вмешанной в бетон пробке, они были хорошо звукоизолированы, а еще говорят, что в стены были вмурованы горшки, которые заставляли звук дополнительно резонировать и таким образом усиливали его. Возможно, так оно и было. Не поскупились строители и на различные механические приспособления. Например, на сцене театра впервые в Сумах был устроен поворотный круг.
Но это еще не все: когда в театре шли спектакли, пол, как в современных театрах и кинотеатрах, наклонялся, спускаясь к сцене — чтобы всем было хорошо ее видно; а когда устраивали танцы, пол устанавливали горизонтально. Театр считался немалым по тем временам: он вмещал 800 зрителей.
После революции театр дважды пострадал от пожаров — в 1928 и 1943 гг. И если внешне он сохранил основные черты, то внутри от прежнего убранства огонь не оставил ничего.
Например, наклонный пол сгорел еще во время первого пожара. В остальном же судьба сумского театра складывалась достаточно благоприятно: он пережил несколько режимов.
Революционные события не убавили интереса публики к театральным представлениям, да и в годы фашистской оккупации театр работал. Первым директором театра советской эпохи стал все тот же Дмитрий Корепанов, «свой» человек.
Правда, название театра менялось. После национализации театр получил громкое имя Третьего Интернационала. Но в 1939 г., когда была образована Сумская область, название театра изменилось — он получил статус областного драматического и стал называться в честь замечательного актера Михаила Щепкина.
В начале 50-х после ремонта здание театра утратило черты модерна начала века и стало выглядеть более современно. В последующие годы театр был по-прежнему популярен, публика знала всех актеров пофамильно, а после спектаклей заваливала цветами.
В 1980 г. в Сумах появилось новое здание театра, который за его размеры так и прозвали — «большим». Имя Щепкина перешло к нему, а театр на ул. Октябрьская стал Театром юного зрителя.
От идеи до открытия нового театра прошло почти десять лет. Инициатором строительства, как вы, наверное, уже догадываетесь, выступил Михаил Лушпа, в те годы — первый зампредседателя облисполкома, курировавший строительство.
Начинание Лушпы продвигалось непросто, натыкаясь на бюрократические препоны: то у Госплана не было денег на разработку проекта, то он не давал разрешения на начало строительства. Но Лушпа в обход Госплана заказал проект в киевском «Гипрограде», а 2,5 млн. рублей на строительство лично выпросил у зампреда Госплана. Когда в 1978 г.
начали отделывать уже построенное здание, Лушпа (на тот момент депутат Верховного Совета СССР) сумел добыть еще 2,2 млн. Пользуясь возможностями, которые открывало перед ним депутатство, Лушпа «добыл» такие недешевые отделочные материалы, как белый мрамор (из Свердловска), розовый гранит (из Узбекистана), акмигран (из Белоруссии), травертин (из Грузии). Но местные строители просто не знали, как работать с такими материалами. Пришлось приглашать из Москвы бригаду метростроевцев. А знаете, сколько стоил бархатный занавес театра? 37 тыс. рублей — сумма огромная по тем временам. И шили его в мастерской Большого театра. На благоустройство Театральной площади ушло еще 700 тыс. рублей, а ежегодное содержание театра обходилось областному бюджету в 350 тыс. рублей.
С тех пор в городе два театра. 90-е стали для них серьезным испытанием на прочность: чтобы заработать, они принимали и политические партии, и выставки-ярмарки, и т.д. и т.п. В ТЮЗе одно время проходили рок-концерты. Но оба театра выжили и сохранили свой основной профиль.
Михаил Семенович Щепкин (6 (17 ноября) 1788, с. Красное, Обоянский уезд Белгородской области — 11 (23) августа 1863, Ялта) — великий русский актер, один из основоположников русской актерской школы. Имя Щепкина неразрывно связано с Сумщиной. Он не раз бывал с гастролями в Ромнах, и именно здесь по инициативе малороссийского генерал-губернатора князя Репнина было решено выкупить из неволи крепостного актера.
Скульптура «Идущий Щепкин», установленная в Сумах, где бывал актер, творение белгородского скульптора Анатолия Смелого. Позже автор сделал гипсовую копию этой работы и продал Белгородскому драмтеатру. Однако во время реконструкции театра скульптуру случайно разбили. А.Смелый подал в суд на администрацию театра, требуя возмещения убытка в размере стоимости восстановления скульптуры и компенсации морального ущерба , так как от переживаний у него ухудшилось здоровье. Кроме того, скульптор потребовал, чтобы суд признал его «автором культурной ценности» и оштрафовал театр на 71 тысячу руб. за нарушение авторских прав.
Впервые на Сумщине и вообще в Украине театр был создан в гухове графом Кириллом Разумовским, который, став гетманом, устраивал жизнь в Глухове по петербургскому образцу. Причем в первую очередь сходства с петербургским двором гетман старался достичь в празднествах и увеселениях. «Особливо» же приказал Разумовский следить за музыкой и театром. «Забавой по моде» стал организованный графом в 1751 г.
музыкальный театр.
Известно, что началось все с французской комедии. Одной из первых была поставлена при «дворе» Разумовского комедия «La foire de Hizim» («Ярмарка в Изиме»). Казацкие старшины, паны и шляхта громко аплодировали актерам, а иные, поглаживая усы, лишь дивились петербургского склада новинкой.