С нового учебного года по приказу Минобразования вступает в действие новая государственная программа развития ребенка дошкольного возраста «Я в Світі», заменяющая привычные для воспитателей программы «Малюк» и «Дитина».
Представители Минобразования и авторы программы из Академии педагогических наук Украины на прошлой неделе провели в Сумах всеукраинский научно-практический семинар по переходу на новую программу. Педагоги сумских дошкольных заведений №№2 и 26, работающие по этой программе уже четыре года, делились своими наработками с коллегами Сумской, Харьковской, Полтавской и Черниговской областей.
- Песочный класс – суперкласс! Коллектив и коллективная деятельность – это именно то, ради чего родители ведут детей в детский сад, – так оценила старший научный сотрудник Академии педагогических наук Людмила Якименко коллективные игры в песке, практикуемые в детском садике №26 «Ласкавушка».
По ее словам, опросы, проведенные учеными Академии, показали, что подавляющее большинство родителей отдают своих детей в садик не для обучения, а для того, чтобы ребенок рос в коллективе.
Напомним: мы писали о песочных играх в «Ласкавушке» («Данкор» №4 2009 год).
Авторы программы говорят, что задача дошкольных педагогов не в том, чтобы превратить детский сад в школу для маленьких, а в том, чтобы дать ребенку прожить детство. В связи с этим воспитателям придется менять подход к детям. Задача — в моделировании ситуаций, которые стимулируют ребенка на получение тех или иных знаний. Занятие – это не урок, а процесс занятости, когда ребенок концентрирует свое внимание. Ребенок должен сам понять, что именно эта информация ему нужна в данный момент. Фраза «Так, садитесь, а я вам расскажу» в садике нового типа уже неприемлема. Воспитатель идет за ребенком.
Авторы программы говорят, что ребенка невозможно разделить на физический, социальный, моральный, эстетический и другие аспекты. Так зачем же восприятие ребенком мира делить на предметы – математику, рисование, физкультуру? Новая модель несколько похожа на семейное воспитание, которое тоже не имеет строгого деления на предметы, а ориентируется на целостное восприятие мира.
Судя по оценкам авторов программы «Я в Світі», два сумских садика успешно внедрили ее. Но для этого им понадобилось четыре года, а у остальных есть пять месяцев, из них три летних. Обеспечить программами министерство только обещает (уже известно, что их хватит только 80-ти процентам детских садиков).
С каждым годом увеличивается количество детей, которые не могут начать учебу в 6-летнем возрасте, но и в садиках их оставляют неохотно.
Как объяснили представители Минобразования, Закон Украины «Об образовании» говорит о том, что в первый класс принимаются дети, как правило, 7-летнего возраста.
Это «как правило» дает родителям полное право без каких-либо справок оставить 7- летнего ребенка в дошкольном заведении. Несмотря на то что ребенку исполнилось семь лет, – он еще дошкольного возраста. Оставаясь в садике, 7-летка не должен снова прокручивать ту же программу, а просто идти в подготовительную группу. Есть такие дети — должны быть и подготовительные группы.
При отказе оставить 7-летнего ребенка в садике следует обращаться в Минобразования, которое в таких случаях стоит на позиции родителей и дает разъяснение о неправомерности отказа.
Гость
Наконец-то! Хорошо бы, чтобы и в первом классе не загружали детей домашними заданиями на 2-3 часа в день, дети 6-7 лет не готовы к таким нагрузкам!