В некоторых маршрутках она может подняться до 2,80 грн., и пассажиры никак не смогут проверить обоснованность этой цифры — такова позиция горотдела логистики, который занимается транспортом.
Дополнительные соглашения позволяли перевозчикам взимать за проезд 2 грн. в вечернее время, а также по воскресеньям и праздникам. Соглашения подписывались на основании решения исполкома, но затем оно было отменено Сумским горсоветом, после чего начался процесс разрыва допсоглашений. На сегодняшний день отменены все дополнительные соглашения, которыми ограничивалась стоимость проезда в маршрутках, а к перевозчикам предъявлялся ряд требований, в частности заменить старые «газели» новыми микроавтобусами.
После отмены допсоглашений замены транспорта от перевозчиков требовать не будут. Кроме того аннулируется такое понятие, как фиксированная стоимость проезда.
— Сегодня перевозчики работают только на основании договора, в котором цена не прописана, — объясняет начальник отдела логистики и связи Валерий Семесенко. — Но, согласно законодательству, они могут устанавливать цену проезда самостоятельно и без дополнительных соглашений. Для этого они должны иметь расчеты тарифа и доказательства того, что он экономически обоснован. Даже если кто-то будет ездить по 1 грн., ее нужно будет документально подтвердить. Должны быть выводы инспекции по ценам.
В понедельник 16 февраля на аппаратном совещании мэр Геннадий Минаев заявил, что после отмены решения исполкома перевозчики могут поднять стоимость проезда до 2,80 грн. По крайней мере, такие расчеты они еще в декабре представили мэру.
— У меня еще с декабря лежат расчеты перевозчиков на 2,17 и на 2,80 грн., — сообщил Г.Минаев. — Причем расчеты на 2,80 подавали в основном перевозчики, у которых маленькие «газели».
— Перевозчики в любой момент могут выехать по 2,17 или по 2,80 грн, — подтвердил В. Семесенко, — если у них есть документальные основания для этого. Пока 10 процентов перевозчиков ездят в вечернее время, по воскресеньям и праздникам по 2 грн., и мы будем через суд расторгать с ними договоры. Остальные выходят на маршруты все время по 1,50 грн.
Но не исключено, что они уже завтра выедут по новым ценам.
Какой бы ни стала стоимость проезда в маршрутке, пассажиры не смогут проверить ее обоснованность на месте, в маршрутке, а власти убеждены, что перевозчики делают это на законных основаниях.
— Как пассажиры смогут убедиться в обоснованности стоимости проезда?
— По ценнику. Сколько на ценнике — такая цена проезда, — говорит г-н Семесенко. — Можно ли требовать документы у водителя? Ну представьте, что будет, если водитель во время движения будет еще и расчеты предъявлять. Когда вы хлеб покупаете, вы смотрите на ценник и не требуете в магазине экономических обоснований этой цены. Насколько эта цена обоснована, проверяют и Антимонопольный комитет, и инспекция по ценам. Так и с маршрутками. Вы сами выбираете, по какой цене ездить, а мы контролируем и штрафуем нарушителей, если такие появляются.
— Вы можете показать список перевозчиков, подписавших и не подписавших допсоглашения?
— Нет. Это конфиденциальная информация, которую я не имею права распространять. Я могу сказать только следующее: у 10 процентов перевозчиков есть дополнительные соглашения, по которым они могут ездить по 2 грн. Представить список перевозчиков без их разрешения я не имею права. Это может навредить субъектам хозяйственной деятельности, в данном случае перевозчикам, а мне за разглашение этой информации придется отвечать в прокуратуре. Если у жителей есть жалобы и они хотят проверить обоснованность тарифа в маршрутке, в которой ехали, пожалуйста — пусть ообращаются к нам. Для этого необходимо взять билет, указать маршрут и написать письменное обращение в наш отдел, который находится на улице Горького, 21, 3 этаж.