— Почему коллектив выбрал именно вас?
— Дело в том, что я в троллейбусном управлении давно — пришел сюда сразу после армии. Работал практически на всех должностях — от электрослесаря до директора предприятия. На руководящей должности я проработал первый раз почти два года, и тогда по показателям 2003 г. мы заняли второе место среди троллейбусных управлений аналогичных городов. Мы за год сэкономили около полумиллиона гривен, оптимизировав схему электропитания.
Во-вторых, в этот период мы много сделали для людей. Капитально отремонтировали столовую, туалеты, бытовые помещения, открыли буфет и киоск бытовой химии, которые работают по безналичному расчету. Для своих работников наценку в столовой делаем всего 10%. Перед праздниками в буфете продукцию продаем по себестоимости. Зарплату повысили до уровня, требуемого региональным соглашением и законом. Привели все в соответствие. Я считаю, что когда ты поворачиваешься лицом к людям, они поворачиваются к тебе. Поэтому, я думаю, меня и выбрали из восьми претендентов на руководящую должность.
— Помнится, между предыдущим директором и коллективом управления произошел конфликт. С чем это было связано?
— Директор получил около 4 млн.
долгов прошлых лет и скрыл от коллектива.
— Каковы перспективы развития троллейбусного транспорта вы видите в Сумах?
— Совместно с городским советом мы приняли решение провести эксперимент по оплате проезда студентами и учениками в половинном размере, как того и требует закон. Уже есть положительные результаты — больше студентов стали ездить.
Планируем также шире использовать наши возможности по предоставлению рекламных услуг. Это касается рекламы на самом транспорте, а также на растяжках над дорогой. В районе МакДональдса мы установим специальный киоск, где можно будет заказать рекламу.
— Существует мнение, что троллейбусный парк в городе полностью изношен и требует замены. Прежние власти обещали приобрести несколько новых троллейбусов. Насколько это реально?
— Троллейбус по заводским нормативам должен работать десять лет, потом он списывается. Но в связи с тем, что троллейбусные парки не в состоянии закупать машины в нужном объеме, этот срок на практике продлевается.
Существует специальная комиссия, ежегодно проверяющая троллейбусы.
По результатам проверок срок службы троллейбуса продлевается на год, до следующей проверки. Средний возраст наших троллейбусов — 14,5 лет, но есть и 18-летние.
Купить новые троллейбусы за свои средства мы не можем — одна машина стоит от 400 тыс. до полутора млн. гривен. На данном этапе мы закупили запчастей на полмиллиона и хотим восстановить двадцать троллейбусов, которые не сходили с линии на мелкий ремонт. Особое внимание уделим обеспечению безопасности.
В то же время нашему управлению принадлежит огромная ниша на рынке пассажирских грузоперевозок. Поэтому предприятие в перспективе изменит устав, и будет заниматься автобусными пассажирскими грузоперевозками.
Сейчас есть хорошие минские, львовские автобусы, которые дешевле троллейбусов. Уже состоялся разговор по этому поводу с и.о. городского головы.
— Как, по-вашему, есть будущее у троллейбусного транспорта или автобусы его в конце концов вытеснят?
— Я думаю, есть. На Западе уже возвращаются, правда, не троллейбусы, а трамваи. Сегодня каждый глоток воздуха на вес золота.